СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ЦЕРКВИ, часть 2.

Итак, истинное церковное бытие (экклесия) не может быть связано с языческой мотивацией религиозной жизни: настоящая духовная жизнь может осуществляться только во Христе, а все что в Церкви происходит подлинного —  должно приводить ко Христу, даровать общение с Ним, а не служить только элементарному удовлетворению религиозных чувств верующего.
 
 

Вся внешняя сторона современного православного обихода, достаточно богата развившаяся за пару тысяч лет, все эти свечи, записки, паникадила, даже — регулярные посты и прочие благочестивые правила являются или вторичными или же в собственном смысле средствами (а не самоценным нечто) для достижения главной цели — реального общения со Христом Спасителем. По меньшей мере — подобного рода цель вообще должна ставиться, должна осознаваться. Беда в том, часто это как раз таки и не осознается, поскольку на передний план выходят вещи второстепенные, которые, как было уже замечено, являются не целью, но — средством. К примеру, каждый христианин неоднократно слышал слово «покаяние». Но и в это важнейшее для духовной жизни понятие  легко привносится неправильная мотивации и образ действий.  Большинство практикующих христиан регулярно бывают на исповеди, многие — с целыми списками грехов, порой даже очень подробно и тщательно по издающимся "грехологиям" составленными. И что же — это и есть в собственном смысле евангельское покаяние, дающее достойные плоды? В большинстве случаев — нет, поскольку все это превращается в некую психологическую разрядку, подобную визиту к психотерапевту, а реального преодоления греха, истинной «метаноий» не происходит. И опять же, к сожалению, наша внутрицерковная реальность являет здесь на соответствующий спрос соответствующее предложение: не сколько Христа — сколько психологическую разрядку.

То есть, в идеале мы должны были бы предлагать не душевное отдохновение, а свидетельствовать о том, что необходимо реально волевое преодоление греха на пути ко Христу и во Христе. Однако среднестатический современный священник часто не понимает этого сам и потому засвидетельствовать необходимость настоящего покаяния просто не может. Опять же еще и потому, что вынужден обслуживать постоянный спрос на «духовные услуги». Осуществляя тем самым соответствующее предложение. При том, что данные спрос и предложение требуют "игры по правилам",  исторически легитимизированный соответствующим набором средств, которые и выходят на передний план, оказываясь тонко и прочно вплетены в структуру данной связки "спрос-предложение". Достаточно проанализировать большинство происходящих в современных храмах исповедей, как мы увидим, что значительную часть беседы священника с кающимся прихожанином является урегулирование проблематики постной дисциплины и чтения соответствующих канонов, когда зачастую проблема, типа "чистили или не чистили с утра зубы" или "что делать, если вчера случайно съел пельмень" оказываются чуть ли не главным содержанием исповеди. Хуже того, подобного рода проблематика порой бывает просто барьером на пути кающегося грешника ко Христу. Я знаю далеко не один случай, когда впервые приходящие в храм на исповедь люди бывали просто «отфутболены» всей этой идиотической тематикой чищенных зубов или семи дней обязательного поста. И речь не о том, что правил не должно быть. Но не правила некого закона должным быть основным содержанием нашей христианской жизни, потому что, если это так, то мы все еще в Ветхом Завете, а не во Христе. По большому счету, можно сказать еще и так: если мы христиане, то, что мы все выясняем на исповеди? – количество масла в булке, возможно ли поститься без растительного масла?  два или три дня (а то и неделю) поститься? как часто причащаться?.. Но это вторичные вопросы, которые не должны быть главным содержанием нашего покаяния и, тем более, не должным быть препятствием на пути ко Христу. Тем более, что главным препятствием здесь всегда является грех. С которым каждый христианин должен бороться, а священник должен лишь помогать в этом — и уж тем более не мешать. Но для этого должно измениться самосознания самого священника.

 

(продолжение следует)

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.