СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ЦЕРКВИ

В свое время одна из фраз «правдореза Васи Тапкина» в одном из его постов (http://vasia-tapkin.livejournal.com/63976.html) уязвила мое понимание жизни в Церкви самым серьезным образом – так, что в тот момент я не то, чтобы не нашелся, что возразить, но и вообще не рискнул рассуждать на эту тему, поскольку очевидность сказанного говорила сам за себя:

«наша рОдная эМПерия в этом своём НЕ ОТКАЗЕ от крещения ЛЮБОГО пришедшего человека, на мой взгляд, совершенно — ПРАВА.

Проблема-то ВСЯ в ТОМ, что, собственно говоря, ПОСЛЕ крещения, ЕЙ абсолютно НЕЧЕГО предложить ПОЛУЧИВШЕМУ ПРЯМУЮ СВЯЗЬ со ХРИСТОМ и ЕГО ЭККЛЕСИА человеку».

 

 

Имея двенадцатилетний опыт священнического служения и достаточно богатый опыт занятия катехизацией, в том числе – оглашенных, тех, кто у нас в храме в течение месяца готовится к принятию Таинства Крещения, я не понаслышке знаю, каков общий результат крещения взрослых людей даже при наличие самой это подготовки. Думаю, что непосредственно в Церкви остаются немногие, хотя такие примеры тоже есть. И это при том, что на «оглашение» остаются тоже далеко не все – те, кому надо срочно, сейчас и «все в одном флаконе», кому не хочется «заворачиваться» с чтением Евангелия, просто-напросто идут на «Сокол», где их «обливают» привычным конвейерном порядком. И вот, к сожалению, можно сделать вывод, что сама по себе катехизация есть, конечно, явление необходимое, служащее определенной «оптимизации» возможного вхождения человека в Церковь, однако вовсе не является той палочкой-выручалочкой, которая действительно вполне способна сделать человека христианином. Мало того, вопрос, вероятно, должен даже ставиться и не так – «сделать человека христианином» — а так: что нужно, чтобы человек действительно захотел быть христианином?

 

Большинство же обращающихся в просьбой о крещении, как правило, имеют самые разные мотивы – чаще всего не имеющие ко Христу прямого отношения. Это все те же «чтобы не болеть», «мы все русские», «что-то в жизни все расстроилось», «жена просила, чтобы повенчаться». Бывают, конечно, и явное сознательно обращение ко Христу и Евангелию, но это, чаще всего редкость, на общем фоне. То есть – спрос у только приходящих в Церковь имеет вполне языческие мотивы: желание с помощью высших сил, которые вполне естественно институализируются для населения России в первую очередь в Церкви, исправить, поправить, улучшить, охранить земную канву своей жизни. Имеет ли это к Евангелию прямое отношение?  Нет!  Во все времена, пока Церковь не является гонимой,  в ней находят себе прибежище масса людей, ищущих, что называется, «удовлетворения своих религиозных нужд» и, фактически, так и остающихся в этой по сути языческой парадигме и мотивации, не желая стремиться к чему-то большему. Что же делать Церкви по отношению к этому массовому контингенту «верующих»: может быть, гнать в шею, четко разделив на «свой-чужой»? Естественно, что это не реально, да и нужды нет: внешне Церковь вмещает очень многих, и кому нравится быть в Церкви только на уровне свечек и записок – то, как говориться, на здоровье, — «и кошка в храм забегает»… Хуже другое. То, что современная Церковь этому языческому спросу отвечает всерьез, подстраиваясь под эту именно что народную (языческую опять же) парадигму, тратит на это массу сил и средств, фактически работает на этот массовый спрос, рождая соответствующее предложение.  Достаточно посмотреть трезвым оком на разнообразие современной «православной литературы» — и мы увидим, сколь много  книг про волшебных старцев и стариц, про то, какому святому от чего молиться,  про борьбу не со страстями, а  с колдунами, порчей и сглазом… всю ту же языческую мотивацию, желание «оптимизации» своей земной жизни, а не поиск Христа и Царства Небесного во Христе… Мало того, часто желающий иной жизни, ищущий смысла и спасения человек, попадая вот в такую среду и на такой понятийный уровень, быстро воспринимает все это, как настоящую духовную жизнь, ею и ограничивается, думая, что таков истинный смысл того, что в Церкви происходит и должно происходит.

 

Выход из этой бредовой ситуации может быть только один. По меньшей мере Сама Церковь не должна считать, что ее имеющееся предложение на существующий народный спрос является в собственном смысле христианским, основным или главным. Даже если это предложение и уместно в Церкви, то оно должно быть – вторичным, инерционным,  а никак не подменяющим Самого Христа. Вероятно ли это и какие методы здесь возможны – об этом в следующий раз…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.