Путешествие Лирника - page 4

5
Так помнится совсем немного,
И очертанья лиц смутны...
Большая белая дорога,
Такие маленькие мы.
Метели не только похоронят, засыплют, упокоют, но и отпоют погибших. В
таком случае серые шинели – не все ли живущие, включая
таких маленьких нас
?
Брошенные, беспомощные, исчезающие полк за полком, поколение за поколением:
На земле, от себя отступившей, / От своих же родимых солдат, / Что какое столетье
лежат / В этой пашне, богатой и вскисшей». «Список воинских потерь»: «звёзд
жестяных, табличек фанерных». Однако не стадо овец, безмысленно бредущее к
обрыву. Какие ни есть, а солдаты, в каких ни жалких, а шинелишках.
В нашем союзе писателей секция поэтов-патриотов самая громкоголосая. Они
оплакивают Россию, стыдят тех, кто не любит её так, как они, клеймят их как её
губителей. Чистый звук считанных стихотворений немногих поэтов: Некрасова,
Блока, Ахматовой, Клычкова, ещё нескольких – они переводят в мелодию шансона.
Признаться, что любишь Родину, стало неловко. «Серые шинели» возвращают этой
любви истинную цену – сиротское её достоинство, без наставлений, без обличений.
3.
Большинство стихотворений написано четырёхстопным ямбом. Во второй
половине книги, по времени более поздней, первенство переходит к верлибру,
который, на мой вкус, до сих пор не стал органичным русской поэзии. Разумеется, у
талантливых поэтов, среди них и Спиридонова, верлибры отличает особая ясность
фразы, союз простоты и торжественности тона, толчки глубинного ритма. Но магии,
привычной для изящной словесности, в них, считай, нет, да и химия больше формул,
чем веществ. Про четырёхстопный же ямб имеет смысл сказать: избитый, в прямом
значении слова. Сколько ему досталось от растянувшихся на километры большой
белой, серой, чёрной дороги разбойных шаек ходульного, официального, просто
графоманского стихосложения. Но, начав читать и с первых страниц увлекшись
чтением, я поймал себя на том, что этот размер играет здесь роль необходимой
принадлежности языка. Язык как будто выбирает четырёхстопник, чтобы стать
поэзией, а поэзия указывает на него как на естественное свойство словаря
складываться в стихи. Прежде всего и наиболее естественно. Размер не отвлекает на
себя внимания, как идеально сконструированное и собранное средство
передвижения, доставки стихотворения от поэта к читателю. В этом плане может
быть прочитано – так что здесь, пожалуй, уместно его привести – глубокое, отчасти
загадочное, притягательное восьмистишие:
Размер, что сложности боится,
Пленённый материалом свод,
Во времени ещё продлится,
Ведь точен механизмов ход,
Размер, что простотою мнится
Среди смешения эпох,
Последней будущей страницы
Пред оглавлением стихов.
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...104
Powered by FlippingBook