Думаю, дело не в "часто" или "редко" (Причащаться), а в том, что совсем без Евхаристии нельзя, потому что нельзя — без Христа. Жизнь христианина должна быть в принципе евхаристичной, а конкретная мера может быть разной. Из своей (как это громко говорится — пастырской, кажется?) практики я знаю далеко не один случай, когда имеющий веру и покаяние человек начинает жить Евхаристией (регулярно Причащаться), и жизнь его меняется: становится более осмысленной, творчески наполненной, более духовно и физически (тоже, да!) полной, крепкой. Впрочем, словами, эпитетами всего здесь не объяснишь. Особенно тем, кто в этом сомневается. Фактор веры здесь, действительно, решающий. Неверующим в Евхаристию зачем пытаться объяснять, что сие значит? А верующий и живущий Евхаристией нуждается ли в рациональном объяснении — как и что происходит при совершении Литургии.?
Не вижу также смысла противопоставлять единство собрания возможности «индивидуального освящения». Евхаристия в принципе включает и то и другое. Когда, к примеру, священник приходит на дом причащать больного или умирающего – что это: явление индивидуального освящения или единства евхаристического собрания, за которым произошло освящение данных Даров? Какая в этом случае разница? Это есть пришествие, явление Христа кающемуся. Многие говорят про опасность автоматизма при частом Причащении… Автоматизм, механика? Возможно, такая опасность есть. Но, вообще-то говоря, среди тех, с кем я сам причащаюсь и кому рекомендую регулярное Причащение, не наблюдаю я этой опасности. Будьте как дети (и в Евхаристии тоже)! – и не будет такой опасности, ведь разве дети в своем искреннем обращении к любящим родителям («Мама, прости!», «Папа, я больше не буду!») грешат автоматизмом и привыканием? Именно простое детское отношение к Евхаристии я дерзаю рекомендовать и тем, кто приходит причащаться от одной Чаши: просите перед Причастием, дома при подготовке, за Литургией, перед самой Чашей и когда отходите от нее – просите у Христа того, что, как ощущаете, не достает вам – помощи и укрепления, избавление от конкретных грехов, ослабления скорбей, исцеления от тяжелых душевных состояний и приключившихся болезней, преодоления обид, зависти и вражды и т.д. и т.п. И у нас, христиан, нет никаких оснований думать, что, если будем просить, как дети, то Господь не поможет… Скорее, я могу привести далеко не один случай этой помощи, чем нечто обратное.
Помнится, в одной из старинных басней не в меру ретивому ученику философа, случайно угодившему в яму, бросают веревку, чтобы с ее помощью он из этой ямы выбрался. Философ-ученик вместо того, чтобы за веревку ухватиться и быть с ее помощью спасенным, недоуменно вопрошает «веревка вещь какая?» и в результате рискует остаться в той же яме. Рассуждения и споры относительно Евхаристии не то, чтобы не должны быть. Просто нелепо верующему во Христа окончательно подменить Евхаристию разговорами о ней. Или, в конце концов, почему одно должно мешать другому?