(Спорящим о Таинстве Причащения)
Евхаристия реальна — так, как реален Сам Христос.
Евхаристия не мистична в дурном смысле этого слова, но — реалистична так же, как жив Сам Христос.
Оставим мистику ее любителям: непрестанным искателям новых знамений, выходов в астрал, эзотерикам и т.д. Тому, кто нашел Христа, мистицизм уже излишен, ведь ты уже приобщен Плоти и Крови Христовых.
Оставим эзотерику поисковикам священного Грааля.
Что толку искать артефакты в расщелинах и пропастях земных, когда, вот, в каждом храме, в заповеданной Чаше — весь Христос.
Оставим совопроснику века сего его же вопросы. Скажем, если реален человек из плоти и крови, то кто покажет нам его бессмертную душу? Где скрывается она в человеке и когда именно творится Богом? Или почему мир сотворен и видимым, и невидимым, как и человек — с душою и телом? «Где ты был, когда Я творил звезды?» Кто ты такой, человек, дерзающий судить о Теле и Крови Того, Кто умер и за тебя на Кресте? Судить, в какой момент и что Самим Господом совершается, а что нет, или мерить благодатною исполненность Тайной Вечери своими человеческими чувствами?
Можно сказать и более того: Евхаристия сопоставима с творением мира. Там Творец созидает мир из ничего — не по принуждению, а исключительно из Своей благости; здесь Тот, Кто стал нас ради человеком, Самого Себя дарует нам в пищу для усвоения нами спасения. Что еще может быть здесь и сейчас выше этого? И чья вина, что кто-то по свой воле вменил это Таинство лишь в «феномен субъективного опыта верующего»? От этого ли евангельская заповедь станет не бывшей?
Евхаристия и есть заповедь: «Истинно, истинно говорю вам, если кто не будет есть плоти Сына Человеческого…»
И евхаристия всегда совершается, когда это Евхаристия. Потому что ее уже единожды совершил Тот, над Коим не властны стихии мира сего, но и Тот, Кто по неизреченной любви к нам подчинил Себя страданиям и смерти, чтобы напитать нас реками воды живой. Ему ли скажем мы: Твоя Вечеря была напрасной, Твое Таинство бессильно совершиться, потому что все уклонились и нет ни одного творящего благостыню, а народ сей невежда в законе есть?
Евхаристия реально совершается, не смотря на степень нашей веры и меру нашей готовности. Или ты в состоянии измерить меру милосердия Отца, всегда выходящего на встречу блудному сыну, лишь издали заметит его?
Евхаристия совершается не благодаря нашему посту или вычитанным канонам из молитвослова — и не благодаря святости или не святости служащего и служащих, потому что совершение Таинства — вообще не человеческих сил дело, но дело Богочеловеческого смотрения о нас…
И кто проник в тайну этого смотрения и дерзнет выносить человеческий суд об этом?
Да, трапеза бывает различной по характеру. Царский пир и благотворительная похлебка не однотипны. Но трапеза прежде всего служит насыщению. Евхаристия именно что — насыщает духовно, хотя и в разной степени, в зависимости от веры и любви приступающих. Но Чаша именно что дарует, изливает насыщение.
Можно не видеть очевидного, но от этого очевидное не перестает таковым быть. Можно считать себя верующим и ничего не знать о Таинстве Причащения, но от этого Евхаристия не перестает быть Таинством вообще, хотя ты сам можешь быть ему чужд. Можно считать Причастие «таблеткой для здоровья», но Христос от этого не перестает быть Распятым и Воскресшим. Вопрос — насколько это совершается в нашей жизни? — настолько, насколько в нас достает веры.
Сама Евхаристия — не вопрос веры, но — реальность веры. Евхаристия — вопрос или загадка для неверия, если последнее еще склонно такого рода вопросами задаваться.
Евхаристия не есть субъективный опыт рефлексирующего индивидуума, но — одна из основных реалий Царства Божиего, пришедшего в силе.
Евхаристия — реальна.