«То, что в течение тысячелетий составляло мир человека, в настоящее время как будто потерпело крушение. Мир, возникающий в качестве аппарата обеспечения существования, принуждает все служить ему. То, чему в нем нет места, он уничтожает. Человек как будто растворяется в том, что должно быть лишь средством, а не целью, не говоря уже о смысле. Он не может обрести в этом удовлетворение; ему должно недоставать того, что придает ему ценность и достоинство. То, что во всех бедах было непререкаемым фоном его бытия, теперь находится в стадии исчезновения. Расширяя свое существование, он жертвует своим бытием, в котором он обретает себя.
Одно осознается всеми – с тем, что, собственно, и составляет главное в жизни человека, неблагополучно. Все стало сомнительным; всему грозит опасность. Подобно тому как некогда принято было говорить, что мы живем в переходный период и тридцать лет тому назад наше духовное бытие определялось как fin de siecle («конец века»), так теперь к каждой газете речь идет о кризисе» (Карл Ясперс. «Духовная ситуация времени»).
Но вот, что интересно: применительно к жизни в Церкви, мы можем сказать, что такого рода процессы затрагивают и наше христианство — «человек как будто растворяется в том, что должно быть лишь средством, а не целью, не говоря уже о смысле», — и это самая настоящая опасность. Уже неоднократно приходилось говорить о том, что часто средства в современной практике православной жизни оказываются вместо цели: вместо борьбы с грехом – подробная грехология на нескольких листах, вместо реальности и высокой напряженности евхаристической жизни – борьба за пост и чтение канонов, вместо осознания реальности евангельских заповедей – фарисейское самоощущение своей добродетельности… Да симулякр (по Жану Бодрийяру) стремится действовать и в Церкви, потому что таков спрос толпы, которая в храм тоже захаживает и любит потреблять зрелища. Но это не свойство, не вина и даже не беда самой Экклесии, это привнесенное в Церковь толпой искажение, угодное самой этой язычествующей массе… Но если мы христиане, а не имплозивная масса, которая хоть и не взрывается, но, подобно черной дыре, все поглощает в себя и гасит в себе, — то мы должны учиться быть Церковью, а не толпою, стремиться к настоящему, а не симулятивному единству во Христе…