О.Сергий БУЛГАКОВ о ПРИЧАЩЕНИИ

«Дозволенность и желательность возможно частого Причащения для мирян канонически установлено и соответствует практике Древней Церкви. Не может быть против этого приведено и каких-либо догматических оснований. Соединение со Христом во святейшем Таинстве Евхаристии есть для христианина источник  жизни и сил и радостей радость. Евхаристический голод и жажда, стремление к принятию Святых Таин должны быть естественным состоянием для христианина и в известном смысле являются мерой его духовного возраста. Конечно, он должен приступать «со страхом Божиим», с покаянной молитвой о своих грехах и чувством своего глубочайшего недостоинства, но и с верой, что Господь пришел в мир «грешныя спасти». Должно со всей серьезностью и ответственностью приготовляться к Причащению, но не нужно и себя запугивать, как и не нужно отпугивать греховностью. «Я не готов?» — «Никогда и не будешь готов», — был ответ мудрого старца на естественное сомнение мирянина. Лукавство человеческой совести скорее делает то, что она глубже погружается в сон, если знает, что она имеет перед собой долгое время и, напротив, поддерживается в большем напряжении необходимостью чаще ставить себя перед судом Божиим».

(протоиерей  Сергий Булгаков. К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНЕ ПОКАЯНИЯ И ПРИЧАЩЕНИЯ. «Путь», № 19, Ноябрь 1929 г.)

        Как мы здесь видим, вопрос о частом или регулярном Причащении мирян начал рассматриваться несколько раньше Шмемана или Афанасьева. К тому же сам Булгаков вовсе не одинок, потому как его статья в журнале «Путь» была откликом на тезисы некого протоиерея Т.Налимова, который выступал с тех же позиций обоснованности регулярного Причащения для мирян. Лично я к протоиерею Сергию Булгакову отношусь с большим почтением – уже хотя бы потому, что это был человек очень большого мужества: он принял священный сан сразу после революции, когда это было смертельно опасным шагом, и был выслан большевиками из России не по своей воле. То, что многие его богословские мнения, остаются пререкаемыми, этого я в данной заметке не рассматриваю. Важно то, что его позиция в вопросе «евхаристического возрождения» совершенно ясна и предваряет собой последующих апологетов частого Причащения. От себя могу добавить, что в своей священнической практике я знаю много случаев, когда регулярное Причащение приносит благие плоды, и не знаю случаев, когда такие же благие плоды приносит Причащение редкое. То, что при интенсивной евхаристической жизни нужно стараться не быть иудой, это, конечно же, должно быть сознательной нравственной установкой. Но ведь и вообще серьезная христианская жизнь требует максимальных усилий и самоотвержения, не так ли? И если в принципе нами осознается этот важнейший нравственный императив, то что мешает Причащаться?  Порой в наши дни мешает чисто формальное понимание дисциплины подготовки, то есть – средства, которые оказываются вместо цели. Но – данная дисциплина должна быть индивидуальной и ее мера  — соответствовать возрасту, здоровью, обстоятельствам и душевному складу каждого человека. Из опыта последних десятилетий можно заключить, что современный старающийся жить по заповедям христианин вполне может Причащаться в среднем еженедельно, если имеет такое желание и евхаристическую жажду. Никаких серьезных догматических возражений здесь, как говорит о.Сергий Булгаков, просто не существует. Дисциплина евхаристического поста при этом может быть ограничена одним-двумя днями (пятница и суббота, к примеру, перед Причащением в воскресный день). Но это уже детали, который почему-то для очень многих
являются одними из главных препятствий для осуществления заповеди Спасителя об участие всех в Его Тайной Вечере.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.