(Из трипесенца преп. Андрея Критского, поемого на великом повечерии в понедельник Страстной седмицы).
Интересно, что преп. Андрей Критский притчу о талантах именует притчей о лукавом рабе. Собственно, так оно и есть: сей раб, говорящий своему господину "на тебе твое" и возвращающий не преумноженный талант, оказывается главным персонажем этого евангельского сюжета. И в чем же главная вина сего нерадивого раба? Здесь и указывается на лукавство: он не просто струсил, он не просто согрешил отсутствием деятельности (по умножению данного в пользование), но он еще и надеется перехитрить господина — мол, на тебе твое и отстань от меня, я и так сделал что мог, хотя и не преумножил, но — все же сохранил. На лицо — самооправдание и желание сохранить видимость "статус кво" в отношениях с вышестоящей инстанцией. В принципе, подобное уже было с Адамом и Евой: отсутствие покаяния после нарушения заповеди и самооправдание ("жена, которую Ты мне дал" и "змей меня прельстил"). Вероятно, в данной ситуации нерадивому рабу следует пасть на колени и просить прощения, мол, да, я струсил и ничего не сделал, что должен был, но прости меня за это мое нерадение, прости… Однако лукавство и самомнение оказывается сильней. Конечно, значение труда и созидания по умножению талантов тоже имеет не последнее значение (талант ленивого раба отдается тому, кто те же таланты преумножил), но не всем дано быть успешными и творчески плодовитыми. В том числе — в духовной жизни. Ну так хотя бы тогда смочь признать это: что, Господи, да, я раб неключимый и по жизни остался у разбитого корыта и ничего Тебе не принес, кроме самого себя, своей души, своего черствого сердца, но я это смиренно осознаю и ничего из себя не воображаю, прими меня таким каков я есть — по великой Твоей милости…