«Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
Книжник, фактически, просится в ученики ко Христу, но Спаситель не высказывает по этому поводу никакого энтузиазма, потому что очевидна не та мотивация: говорящий, что пойдет за учителем куда угодно, на самом деле ожидает в результате получить хорошую толику земных благ. Это, впрочем, было обычным желанием окружавших Христа людей, которые думали встретить в Нем Мессию, скорее, как земного царя, того, кто устроит царство Божие на земле — здесь и сейчас — путем революции, образом торжества в мире сем. Естественно, что и книжник легко увидел в творящем многие чудеса — Мессию, но, будучи подвержен тому же соблазну земного царства, ждет от Него для себя земного преуспеяния. А Мессия говорит: главы негде приклонить. Мол, пойдешь за Мной, и с тобой также будем… Готов к этому? Из новозаветной истории видим, что только, действительно, имеющие искреннюю и чистую любовью ко Христу апостолы этого сподобились. Да, они тоже не сразу пришли в разум истины, до последнего спрашивали, когда, мол, восстановишь царство Израилю, а Христос им – не ваше дело знать времена и сроки, будете Мне свидетелями даже да края земли (где уж там норы и гнезда, квартиры и коттеджи оборудовать, просто не до того будет), — тоже главы негде будет приклонить. И далее, уже одному из учеников говорить Христос, что предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Ну, опять же, ищите прежде Царства Небесного, и все сие приложится вам… То есть, если всерьез желаешь идти за Христом – иди, а уж о твоих родных и близких будет в таком случае иметь прямое попечение сам Бог, тогда как духовно мертвые и так все время занимаются только земными попечениями, что с них взять.
Евангелие вновь и вновь нам говорит, что ученичество у Христа или , можно сказать, настоящая дружба с Богом требуют не протестантского похлопывания Всевышнего по полечу (о такого рода "приятельских" отношениях с Богом сейчас часто можно услышать), но предъявляет к верующему человеку серьезные требования. Да, именно так: кто хочет идти, но не берет креста, — не достоин… И это главное (человеческое) условие, потому что все остальное Бог уже сделал, в том числе — ценой Голгофы. И наше участие в Евхаристии (если мы в этом участвуем) тоже требует от нас готовности хоть к какой-то жертвенности, к служению, в том числе – друг другу (а уже потом вопросы, как оборудован иконостас, как поют, как читают, каков священник, хотя это тоже имеет значение). Однако, боюсь, что в наше время именно потому второстепенные вопросы и выходят на первый план, потому что главное забывается. Мы именно что уподобляемся этому самому книжнику, когда предлагаем Богу свою дружбу, мол, я пойду за Тобой, куда угодно, но что мне за это будет, помимо Царства Небесного, какая зарплата, какая квартира, какое положение в обществе?
А вот как насчет того, чтобы главы было негде приклонить? Или — взять свой крест на себя?