БЛАГОВЕЩЕНИЕ (фрагмент проповеди)

Благовещение есть начало самой евангельской истории, когда в лице Пресвятой Богородицы  человечество высказывает согласие на то, чтобы Бог стал человеком. Новый Завет является именно что радостной весть, извещением о победе над смертью и адом. Христос победил ад, как «шеол», как объективно существующую реальность, место куда как в темницу сходили души  всех живших на земле людей. Победил – тем, что Сам стал человеком, разделил с нами наши страдания, разделил с нами даже пребывание во аде, потому что сошел туда как простой человек,  и ад не смог вынести того, что приобрел Богочеловека — и разрушился  как темница. Уже две тысячи лет, как Христос  воскрес и победил смерть вообще, но теперь смерть должна быть побеждена в частном порядке, то есть ад должен быть разрушен внутри каждого человека.

Происходит это через личное приятие Христа, через покаяние, через причащение ко Христу, через то, чтобы мы сделались ему своими, чтобы Он нас сделал таковыми. Для этого мы должны представить Ему себя самих. Совершается это прежде всего через покаяние. Предтеча Христов Иоанн говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», то же повторяет и Сам Христос. Покаяние это благое изменение всего человека, буквально – «изменение ума» («матанойя»), — само это слово «ум» у образованных в эллинской философии святых отцов было синонимично слову «дух», поэтому мы можем говорить, что это выражение означает духовную перемену в человеке. Эта перемена  может совершаться по разному, индивидуально и занимать разное время. Разбойнику благоразумного на кресте понадобилось всего несколько минут, чтобы исповедовать Христа Спасителем и первым войти в Рай, хотя и мы и не прославляем его среди апостолов или других святых. Но эти минуты тяжких предсмертных страданий, конечно же, не были легкими для разбойники, хотя и, благодаря его выбору, позволили войти в жизнь вечную. Время покаяния преподобной Марии Египетской в пустыни заняло не одно десятилетие, но она и прославляется как великая святая, достигшая духовного совершенства. Как мы видим, время и образ покаяния у каждого человека могут быть различными. Но одно можно сказать совершенно точно: «Царство Небесное силою берется» — и святые подвижники обретали его также трудом, усилием воли, превозможением себя.  И здесь стоит заметить, что Благая весть – радостная весть, и все святые, начиная с апостолов были исполнены радости о Христе, они были, по достижению святости, внутренне бесскорбны. Сама их внешняя жизнь могла быть исполнена множеством скорбей, гонений, тесноты, лишений (об этом говорят и сами апостолы, к примеру), но внутренне они не были побеждаемы духом уныния. Сегодня также празднуется день памяти святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси. Вот пример подвижника, который при великих внешних скорбях не терял христианского мужества и радости о Христе. Его сердце не могло ни болеть о тех потрясениях, которые происходили вокруг, о гонимой Церкви, о братоубийственной войне, о расстреливаемых  и ссылаемых, но, вместе с тем, известно, что он никогда не терял радости и даже определенной веселости, хотя жизнь его и служение после революции проходили как в тюрьме – в буквально и переносном смысле. Все это говорит нам о том, что не бывает христианства совсем без скорбей и трудностей, ну, не может быть христианская жизнь только комфортной, беззаботной, легкой, как бы нам этого не хотелось, где бы мы этого не искали – тем более в самой Церкви. Все равно на долю каждого человека выпадает своя доля скорбей, сложностей, болезней, трудов – да и сама смерть подстерегает каждого из нас и тоже является скорбной, потому что означает умирание и расставание с этим миром, к которому мы привязались, и с теми, кого мы здесь любим. Но осознание этого не означает, что христианство есть некая мрачная пессимистическая мировоззренческая система. Напротив, вера во Христа свидетельствуется радостью о Его воскресении и победой над духом уныния. Дух уныния должен быть чужд нашей жизни или, по меньшей мере, должен быть борим, побеждаем как всякая страсть. Святые были в принципе чужды этому духу; мы же, не будучи столь совершенны, можем хотя бы находиться в состоянии борьбы с этим духом, с этой страстью, при чем борьбы – результативной.  Результативной, потому что главным помощником в этой борьбе является Христос, Пресвятая Богородица и все святые, которым мы молимся. Аминь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.