Во всем ли стоит подражать преп. Марии Египетской?

Последнее время неоднократно слышу ссылку на пример преп.Марии Египетской, что, дескать, она-то причастилась всего два раза в жизни и ей этого для спасения и святости хватило. Не вдаваясь в рассуждения на сию тему, просто привожу слова преп. Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского:

 

«Некоторые говорят, что преподобная Мария и многие другие пустынники и подвижники толь­ко один раз во всю свою жизнь причастились и это им не воспрепятствовало освятиться.

И мы отвечаем, что пустынники не управляют Церковью и Церковь не для пустынников определяла правила­.  Как говорит Апостол: "Закон положен не для праведника" (1 Тим.1.9). А божественный Златоуст прибавляет: "Все,кто возревновал любомудрия Нового Завета, сде­лали это не по страху наказания и не из-за угроз, но по божественной любви и горячему к Богу ра­чению. Ибо они не имели нужды ни в повелениях, ни в заповедях или законах, чтобы возлюбить доб­родетель и устраняться от зла, но как благород­ные и свободные сыны, познав собственную цен­ность [то есть благородство своего естества], они без всякого страха наказания устремились к добродетели» (Слово 56).

Но эти пустынники, если бы имели возмож­ность и не причащались, то осуждались бы как нарушители священных правил и презрители Бо­жественных Таинств. А если такой возможности у них не было они неповинны. Так, святой Кава­сила говорит: "Если души подготовлены и готовы причаститься, а освящающий и[все] совершаю­щий Господь всегда желает освящать и любит Себя отдавать каждому, тогда что может воспре­пятствовать Причащению? Конечно, ничто. Но кто-нибудь спросит: "Если кто из живых, имея в душе блага, о которых говорилось, не приступит к Таинам, не получит ли он, тем не менее, освяще­ние [от совершающейся Литургии]?" [На такой вопрос мы отвечаем, что] это может получить не всякий, но только тот, кто не может прийти телес­но, как это бывает и с душами умерших, и по пус­тыням скитающихся и горам, по пещерам и уще­льям земли (ср. Евр.11. 38), которым невозможно было видеть жертвенника и священника", потому что не было у них поблизости церкви. "Таковых Сам Христос освящал невидимо Своим освяще­нием. Если же кто-нибудь имеет возможность, но не приступает к Трапезе, чтобы сподобиться ос­вящения от нее, для такого получить освящение совершенно невозможно не только потому, что он не приступил, но потому, что не приступил буду­чи в состоянии это сделать. И поэтому очевидно, что у такого человека душа пуста от добродете­лей, которые требуются для Причащения, ибо как может иметь любовь и стремление к Приобще­нию  тот, кто имеет возможность пойти приобщить­ся, но не хочет? Или как может иметь веру в Бога тот, кто совершенно не боится содержащуюся в словах Господних 46 угрозу пренебрегающим этой Трапезой? И как ему поверить, что он любит то, что может получить, но [по собственному произ­волению] не получает?"

________________________________________________________________

46. "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6. 53)»

(«КНИГА ДУШЕПОЛЕЗНАЯ О НЕПРЕСТАННОМ ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.