Ну, вот довольно верно сказано: «Мне лично кажется очень важным, чтобы руководство Боголюбского монастыря, его духовник, его настоятельница, его насельницы, ясно ответили на вопрос: принуждали ли они детей и несовершеннолетних людей к тому или иному мировоззренческому выбору, заставляли ли они их исполнять те или иные религиозные предписания, предназначенные для монашествующих, а не для мирян. Было это или нет?»  —  www.pravmir.ru/protoierej-vsevolod-chaplin-ko/
Верно, что свобода выбора должна быть, а принуждение в такого рода выборе – плохо. Однако – вопрос: а до какой степени эта свобода вообще может и должна распространяться? К примеру, если дети растут в христианской семье, то разве родители своим христианством, вполне естественно, не понуждают их быть христианами? Или в дореволюционный период истории России, мы видим, что большинство верноподданных крестили в младенчестве – и предполагалось, что это большинство в течение своей земной жизни будут соответствовать нормам и традициям христианского бытия. И, как сказал, кажется, Шмеман: Константинополь еще когда пал, но греки сделали вид, что этого не заметили… Не то же ли самое в какой-то степени происходит и с нами? Русь, как православное царство, уже давно пала, а мы все делаем вид, как будто этого не произошло. Та же идеология «боголюбовцев» — крайняя и апокалиптическая степень проявления именно такого рода сознания (желание Царства здесь и сейчас на земле). Отсюда и стремление других (тех же детей) подчинить этому абсолютному (для носителей этой идеологии) благу. Но, если мы хотим не терять трезвомыслия и действительно быть христианами (а не сектантами), то должны понять, что в современном мире нужно искать несколько иную мотивацию свидетельства о вере, которая  должна быть чужда попыток традиционного принуждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.