Если у Вас нет духовника - page 155

подспорьем для лучшей внутренней подготовки к Таинству Причащения, для более углублённого
покаяния.
Можно сказать, что при наличии сознания собственной хорошей подготовленности к Причастию
лучше и вовсе не причащаться, поскольку это ощущение ложное — ведь никто не может быть вполне
достоин бескровной жертвы Христа Спасителя. Напротив, осознание собственного недостоинства,
неподготовленности и духовной немощи, но и одновременно невозможности жить без Причастия, без
Христа как лекарства от греха является более спасительным, ибо не праведников, но грешников пришёл
Христос призвать к покаянию (Мф 9:13; Мк 2:17).
В этом смысле вопрос о том, можно ли принимать душ в тот же день после Причастия (а также
обязательно ли это делать накануне) или купаться в источнике, является даже не просто
второстепенным, но относящимся к области народных преданий, или в каком-то смысле суеверий,
которыми современное магическое сознание стремится окружить церковные Таинства и обряды.
Рассуждения типа «нельзя купаться, потому что смывается благодать», иначе как к простонародным
басням и не отнесёшь. Никаких канонических правил на тему «помывки» до совершения Таинства
или после не существует. Другое дело, что в день после Причастия необходимо избегать излишней
суеты, празднословия и вообще праздного времяпровождения. Лучше в этот день обратиться к более
внимательному чтению Евангелия, к молитве или совершению добрых дел.
Правда, в одном из особо посещаемых современными паломниками монастырей пришлось
однажды слышать вполне серьёзные рекомендации, запрещающие после Причастия купаться в
местных святых источниках. Объяснение этого запрета, услышанное там же, не кажется вполне
удовлетворительным: дескать, вы уже получили полноту благодати в Причастии, что вам ещё сегодня
нужно? Если согласиться с такого рода «богословием», то надо признать, что Бог дарует нам благодать
строго отмеренной мерою, а кто в день Причащения дерзает окунаться в святой источник, тот, стало
быть, эту меру нарушает и становится Богу не угоден. Такого рода рассуждение попахивает не больше
и не меньше как древним язычеством, где жизнь человека из-за невозможности угождения каждому
отдельному идолу могла превратиться в сущий кошмар. Очень странно, что современные
православные христиане часто так и делают, окружая себя какими-то фантастическими правилами и
обычаями, многие из которых или нелепы, или невыполнимы, в то время как необходимость
исполнения евангельских заповедей и борьбы с грехом часто забывается.
Почему после причащения наступило охлаждение в вере?
Здравствуйте, на Вербное Воскресенье первый раз причастилась. Но, по-моему, я всё
испортила, так как, когда запивала теплотой, почувствовала, что это вино, не стала пить (мне
нельзя алкоголь) и убежала из храма. Так и не поняла, причастилась я или нет. Я так ждала этого
события, а всё испортила. И самое главное, что после причащения почувствовала охлаждение к
молитве, вере. Что это значит? Я стараюсь всё равно молиться и читать Евангелие. Я его
постоянно читаю: мне интересно его читать. Даже читала бы во время еды, но останавливаюсь:
вдруг так нельзя, может, это непочтительно.
Подскажите, причастилась я или нет, почему настало охлаждение и можно ли читать
Евангелие в любое время или существует какое-либо правило. Людмила.
Уважаемая Людмила! То, что приключилось с Вами, скорее всего, искушение, причиной которого
может являться Ваша духовная неопытность, а также нападение диавола, который желает Вас от
храма и Таинства Причащения отвести. Как это искушение преодолеть? Прежде всего, старайтесь не
обращать на собственные чувства внимания, потому что именно наши чувства легко погрешают. То,
что Вы называете «охлаждением», на самом деле может быть вовсе не настоящее охлаждение, но
1...,145,146,147,148,149,150,151,152,153,154 156,157,158,159,160,161,162,163
Powered by FlippingBook