Бегство в Египет
(фрагмент проповеди)
Вновь и вновь читаем на Рождество Евангелие – и вновь и вновь участниками этих событий оказываются не только пастухи с волхвами, но и царь Ирод. Бог уже пришел в мир, уже стал Богомладенцем, Боговоплощение уже осуществляется, а об этом знают только несколько человек и среди них – Ирод, покушающийся убить новорожденного Царя царей. Часто за всей этой праздничной мишурой – вертепами, звездами т.д. – как-то забывается, что истинный Мессия-Христос гоним с самого Своего рождения. И вообще первое пришествие Царя Славы есть пример крайнего божественного смирения: рождается не в центре цивилизации (Рим), а на окраине, не в царских палатах, но – в загоне для скота, вскоре после рождение должен бежать в Египет (не на поезде, не на самолете, а с помощью вьючный животных, что не очень-то тоже комфортно). По возвращении из Египта Мессия должен возрастать не в Иерусалиме, а на презираемой многими израильтянами окраине израильского царства – в Галилеи. Да и в дальнейшем Он гоним, предан, судим, распят… То есть вся земная жизнь Спасителя — если не прямые гонения, то пребывание в уничижении и смирении. Читая, слушая Евангелие мы как-то свыклись с этим и уже не считаем это чем-то не обычным, но – само собой разумеющимся. В то время как в своей личной жизни ищем все-таки благополучия и комфорта, потому что это естественно для нашего падшего человеческого существа. Однако, так всегда в нашей жизни тоже быть не может и, наверное, у каждого есть свой Египет, своя необходимость бегства в него. При том, что Египет — как будто не самое лучшее в духовном отношении место, одна из самых изощренных языческих цивилизаций, но Спаситель в своем младенчестве вынужден бежать именно туда. Так и само христианство, часто, пребывает не в комфорте и благополучии, но – в уничижении и даже языческом окружении, оставаясь при этом духовно полноценным и свободным, — тогда, кончено, когда это еще христианство, тогда, когда мы на самом деле хотим быть пусть не всегда и не во всем благополучными, но — со Христом.