Наверное, самое удивительное чтение из ныне издаваемой духовной литературы, это дневники праведного Иоанна Кронштадтского — те дневники, которые не подверглись ни редакторской правке, ни какой-либо еще цензуре. Это исключительный в своем роде документ, рядом с которым вообще трудно что-либо поставить. Как правило, в житиях святых мы имеем некий образец, икону, фактически, плод духовный в уже зрелом виде. За редким исключением кровавый пот, пролитый тем или иным подвижником в борьбе с собственными страстями, остается или за кадром или упомянут слегка, без особых житейских подробностей. К тому же, почему-то не так часто христианские подвижники вели личные дневники, где бы скрупулезно излагали всю подноготную своего христианского подвига. В неподцензурных дневниках Кронштадтского вся подноготная его каждодневной борьбы с грехом присутствует с исчерпывающей откровенностью. Главный и поразивший лично меня рефрен в этих записках это непрекращающаяся череда восстаний и падений, о которых изо дня в день говорит автор. Причем, падений довольно обыденных — типа, лишнего съел, выкурил пол сигары, прогневался на нищего и оттаскал его за волосы, раздражился на жену, опять лишнего съел, ночью нападал блудный бес… Но! Когда причастился за Литургией — вновь и вновь говорит автор дневника — воскресил и обновил меня Господь! А дальше вновь та же борьба с новыми (точнее, теми же самыми!) грехами до нового воскрешения и обновления на следующей Литургии. И можно сказать, что самой греховной обыденностью все это очень похоже и на нашу жизнь, за одним большим исключением — каждодневным же покаянным плачем пред Богом и восстанием от греха, обновлением за Литургией — тоже, почти каждодневным. В этом и соль подвига Иоанна Кронштадского — не в безгрешности или духовной стерильности, но в постоянном покаянии и в том дерзновении, с которым праведный Иоанн, фактически, каждый раз требовал у Бога для себя прощения и обновления благодатью. Понятно, что с не меньшей требовательностью и дерзновением он молился и за других. И этот опыт, который в данных дневниках теперь вполне открыт, говорит, что для настоящей христианской жизни не нужны какие-то особые условия. Достаточно иметь веру и деятельное покаяние. То есть, если упал — тут же вставай, кайся и не забывай о главном источнике обновления — Литургии. Да, пусть это такая своего рода чересполосица. Пусть со стороны это выглядит даже смешно (мол, что это ты каждый раз все в одном и том же каешься?) — да, в одном и том же, но все равно имею дерзновение пред Богом шевелиться, пусть в одном и том же, но не утопать окончательно, а вновь и вновь выныривать на поверхность. И так до самой смерти, с надеждой, что в перспективе вечности за это мое шевеление, а не погружение на дно греха, за верность и неотступность в этом движении — Господь по своей неизреченной милости окончательно обновит и введет в Царство Небесное.