В комментариях к предыдущему посту "Огрешин" ( http://ogreshin.livejournal.com/profile), как мне представляется, очень точно выразил следующую мысль относительно манипуляций понятием ада у некоторых современных "богословов":
"ежели в аду есть VIP-места, то зачем тогда говорить об изведении оттуда душ Христом как о СПАСЕНИИ? Спасение — это избавление от ПРЕДЕЛЬНОЙ, смертельной опасности. А так получается только "изменение жилищных условий". Из плохого, так сказать, климата, в хороший. Тоже неплохо, конечно, но при чем тут СПАСЕНИЕ?
И самое главное, в таком аду лучше, чем на земле! На земле-то мучения есть! А Христа нет — так для многих оно и хорошо: никто не докучает с любовью да самоотвержением. Не ад, а сказка!
Что-то типа булгаковского вечного покоя с домиком и старым слугой".
И действительно — в такого рода логике скрывается неразрешимый парадокс: каким образом в современном аду предполагается наличие "неплохих" мест, когда ад уже две тысячи лет как разрушен Воскресением Христовым — и ад с тех пор перестал быть той непроницаемой для Божественного свете темницей? Собственно, "лоно Авраамово" является понятием, более относимым к бытийным реалиям Ветхого Завета, чем Нового. Некоторые же богословы продолжают им оперировать и доселе. И еще одно наблюдение, которое достаточно точно несколько ранее заметил тот же "Огрешин": нужно различать состояние греховности относительно "природы" и относительно "личности". И это тоже очень верно!
Мне думается, что святоотеческое богословие в большинстве своем говорит об опасности ада, как прежде всего личной позиции: ад есть совокупность действия страстей в данной конкретной личности, от которых оная не потрудилась с Божией помощью избавиться. То есть, с момента Воскресения Христова ад есть проблема более индивидуальная, чем общая. Младенцы же поражены грехом, согласно общего несовершенства человеческой природы, а не согласно своей личной позиции. Неужели Христос не в состоянии преодолеть их природную греховность, когда в ответ со стороны детей-младенцев еще не может быть никакого личного противостояния?