Ну, во-первых, авторитаризм тех, кто, что, называется "у руля"… Точнее — клерикализм… Очень удобный термин, просто в борьбе с церковью — не заменимый! Да и в самом деле: и чего эти попы всегда всех учат как жить, тогда как сами-то как живут? Купола у них, вон, золотые, мерседесы… Ну, это, конечно, аргумент народный, тогда как для интеллигентов и вообще любителей пофилософствовать можно и посерьезней чего найти. К примеру, сказано же у древних, что во главе настоящей христианской общины должен быть только избранный общиной пресвитер? Поддерживаем ! Пусть только этот непременно ангелоподобный и большинством голосов избранный предстоятель имеет законное право литургисать! Очень это удобно! Никаких тебе архиереев с иподиаконами и прочей "сволочью", ничего лишнего! Только — выборный пресвитер! Особенно в тех местах, где и выбирать некого, разве что тракториста дядю Сашу, который намедни от зеленого змия закодировался — так и в самый раз, его ж все знают, а то ведь иначе местный архиерей пришлет кого незнакомого — "зеленого" (но не змия), хоть и после семинарии. Семинарии, впрочем, тоже надо упразднить, потому как это самый, что ни есть, рассадник клерикализма, да и вообще там никакой свободы нравов, просто — казарма… Да и что там изучают? Типикон, гимнографию! Крайне неудобные и вредные предметы! В них можно погружаться бесконечно! Один церковный устав чего стоит! Это же ужас! Как в армии, самая страшная угроза: "по уставу жить захотел?" — так и тут, не лучше! Вы только подумайте, так называемое всенощное бдение, если его служить по уставу, не вмещается в двадцать четыре часа, почему клерикалы и сами его сокращают. Нечего тогда лицемерить (сокращать) – «типикон» выкидываем на свалку истории и все! — только всем легче будет. А то расплодили, понимаешь, всяких там регентов-специалистов, народный хлеб тоже едят, без них, мол, службу не споешь… Ничего, кому очень охота — в записи послушают, сейчас много чего и на DVD есть — хочешь, Рахманинова Литургию, хо-шь, Бортянского, а хо-шь — знаменный тебе распев, на любой вкус записи имеются! И вообще запись во всех отношениях удобней и лучше — взять ту же деревню! — ведь там часто, как сказал один поэт, хрипящий как смертонька хор! Это же абсолютно не эстетично, это просто может оскорбить взыскательный вкус — такого рода хрипы, вместо настоящего византийского пения! А как сказал еще один поэт: что легче потерять – вкус или совесть? Ничего, ставим Чайковского — все довольные расходятся по домам. Решительно, стремление к удобству великое в человеке дело! Да здравствует вкус и эстетизм! (только никакой совести чтоб…) Под этим лозунгом мы сделаем из Церкви музей изящных искусств, из больницы — санаторий, дом отдыха! А то что те же святые удумали? Говорят, Церковь это, мол, духовная больница! В больнице — что, как правило? Все больные, вообще — лежачие, в реанимации и вовсе без сознания… Вот и в Церкви, куда не глянь, сплошь калеки и уроды… Старухи какие-то невменяемые или просто шизофреники. Всех их надо из Церкви гнать, потому как очень с ними неудобно, ведь, как говорят специалисты, церковное собрание должно быть единомысленно! А какое у меня может быть со старой склеротичкой или, пусть молодым, но шизиком — единомыслие? Даже думать об этом как-то неудобно! Нет, церковное собрание должно быть оптимизировано и избавлено от доставляющих неудобства элементов, иначе это и впрямь инвалидный дом какой-то, металлургический завод, а не уютный домик среди райского сада на берегу лазурного моря… Я уж не говорю об этом ужасном церковнославянском языке, на котором ни с кем не поговоришь, даже не выругаешься в охотку… Ну, ничего мы постараемся еще построить свой город-сад, благо такой опыт есть. Благо, стремление к удобству и комфорту в человеке – одно из самых сильных. Главное, правильное направить это стремление в нужное русло. Особенно – в деле церковных преобразований! Но об этом подробнее как-нибудь в другой раз.
(С энтузиазмом, — Баламутик, внук Баламута).