В среде православных бытует общее мнение, что все компьютерный игры как таковые это, по определению, зло и православных же детей нужно до них не допускать или, если они почему-либо до них уже дорвались, то — немедленно отлучить. Однако не менее серьезным оказывается вопрос: если детей не допускать до современной игровой реальности, то чем еще заменить ее? Скажут: спортивными секциями, кружками, православными летними лагерями! Ну да, это верно… Но так ли всеохватны эти лагеря и секции и все ли современные родители способны их своим детям обеспечить, в том числе и финансово? Между тем, игровая реальность для детей просто необходима.
При чем — для мальчиков нужна достаточно жесткая игра, военная, можно даже сказать — брутальная. Так, если вспоминаю свое детство, то вижу, насколько достаточно опасных игр и приключений оно было исполнено: по каким только чердакам и закоулкам тогдашнего г. Свердловска я не лазил, с какими (порой, вполне шпанистыми) приятелями-сверстниками дела не имел, чего только мы в этих уличных играх не взрывали и не поджигали, так что риск поучить увечья, а то и вовсе погибнуть, был достаточно велик, и мои родители, оба занятые работой (в том числе — командировочной), никак это контролировать не могли. А уж сведения о жизни, исходящие от тех же друзей на улице… Поэтому, когда ныне некоторые начинают вздыхать, мол, как хорошо было в старые времена, когда никаких компьютеров не было, мне просто смешно, потому что в любые времена любые игры, которые не организовывают и не контролируют трезвомыслящие взрослые, могут оказаться вполне жестокими и даже опасными.
Лично я стараюсь держать под контролем, с кем именно мои дети дружат и в какие компьютерныеигры играют, а также — сколько времени за игрой проводят. И я не против разных там военных «стрелялок» для мальчиков, потому что у большинства последних это в крови — склонность к военным играм. Даже мой младший сын, коему сейчас два года, если ему в руки попадет палка, первым делом стремится заехать этим оружием по голове кому-либо из своихсестер (братья уже значительно постарше), хотя в остальном это очень ласковый и добрый мальчик. То есть, почти в каждом ребенке мужского пола концентрируется далеко не хилая энергия будущего воина, мужа, защитника, которую нельзя подавлять (сублимировать), но нужно давать этой энергии определенную реализацию, развитие, выход. Так, недавно где-то довелось прочитать о результатах исследований некоторых западных ученых в области воздействия компьютерных игр на психику и формирование личности. Один из парадоксальных выводов был тот, что, оказывается, уменьшение доли жестоких брутальных игр связано не больше и не меньше, как все с ширящимся развитием на Западе гомосексуализма как такового. Подозреваю, что доля истины в этом выводе, действительно, есть: если мальчик начинает увлеченно играть в куклы, то это явно ненормально.
Конечно, сами игры бываю разные: есть и стратегии, и интеллектуальные, познавательные, но я о том, что определенная доля игр военных, "стреляющих" в игровом рационе современного мальчишки еще не есть абсолютное зло, но неизбежная потребность в формировании будущего мужского характера. Проблема лишь в мере и контроле, можно сказать — в участие родителей. Ничего ведь не мешает тому же отцу обсудить с сыном сюжет, характер той или иной игры, а так же типы вооружений использованных в ней, сильные и слабые стороны игровых приемов. И — в конце концов — мы живем далеко не стерильном в нравственном отношении мире, где войны и столкновения никогда не прекращались, где необходимость защиты отечества никогда не станет окончательно пустым звуком, если, конечно отчество не стремится к прекращению своего существования. Проблема же, скорее, в том, что современный молодой человек, часто, вырастает не способным быть ответственным мужем и отцом. Как священник, на таких женоподобных мужей я более чем насмотрелся — и, боюсь, что это гораздо более серьезная проблема, чем опасность воспитать, благодаря увлечению компьютерными стрелками, монстров-шварцнегеров.
И вообще христианин это вовсе не изолированный от мира герметичный человек, но тот, кто будучи в мире, имеет мужество этому миру противостоять, учится быть не от мира сего. И хотя, конечно, "наша жизнь не игра", но все же игровая реальность имеет для человека большое значение, а для ребенка в особенности. Вспомнились мне здесь слова покойной Натальи Трауберг о том, что у нас принято идеализировать детей, тогда как они бывают и злы и жестоки. Увы, это действительно так: стихии мира сего воздействуют не только на взрослых, но и на детей тоже, к тому же у детей, как еще не сформировавшихся личностей, чаще всего нет сознательной решимости этим стихиям противостоять (кстати и к примеру, какое же на эту тему правдивое и страшное произведение У.Голдинга "Повелитель мух", чуждое по отношению к детям всякого романтизма). Так вот и очевидно, что этими стихиями нужно учиться управлять, точнее — направлять в наиболее безопасные русла. Сама же по себе компьютерная реальность лишь часть современного мира массовой культуры, которая в силу особенностей развития человеческой цивилизации в наши дни приобрела особую степень воздействия на сознание человека.А так, и мальчишеские и взрослые игры во все времена были и останутся достаточно жестокими, потому что таково состояние падшей человеческой природы, какое каждый человек призван с Божией помощью перерасти, преодолеть. И здесь стремление остаться исключительно на уровне православного «лубка» непростительная роскошь, потому что христианство не есть жанр романтизма, но — жанр самого настоящего реализма с верой (в основе которой окровавленный Крест Христов) и взысканием помощи Божией.