Интересную деталь прочитал недавно в одной статье. Оказывается, израильтяне, современные евангельской истории, не считали Иордан вполне священной рекой и использовать воду из Иордана для ритуальных омовений не считалось уместным, поскольку эта река в отдельных участках своего русла протекала через области, населенные язычниками. Получается, что крещение Иоанново, Крещение Господа (Богоявление) происходят вопреки этой сложившейся традиции, и Христос, сходя в воды Иордана, «исполняет всякую правду», которая заключается еще и в том, что побеждается страх перед освященным и не освященным, перед чистым и не чистым. Действительно, Христос приходит в нашу жизнь — в такую, какова она есть — и не предъявляет каких-то особых условий для ее внешней «расчистки» или стериализации, — Он смиренно ждет, будучи в гуще нашей жизни, чтобы мы начали внутреннюю борьбу с грехом. Вспоминаю, как будучи на Святой Земле, с группой паломников, как принято, окунался в воды Иордана. Удивили: замусоренные берега, грязноватый подступ к воде, мутная вода… И — тем не менее — этот тот самый Иордан, в который не возгнушался сойти и Сам Господь во образе простого человека , чтобы даровать нам возможность обретения истинной жизни.