или о наши диссидентах
(осторожно: текст имеет провокационных характер!)
Синод наконец изверг из сана Диомида Чукотского, что и исследовало ожидать. Однако печально еще и то, что вместе с ним извергнуты из сана несколько подчиненных ему клириков, которые остались с ним солидарны. А если знать, сколько вообще клириков имеет Чукотская епархия, то, боюсь, что это вообще окажется большинство. Относительно всей этой общеизвестной истории я хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями.
Несколько лет назад (до всех еще этих скандалов) мне с одним православным фондом довелось побывать на Чукотке и непосредственно созерцать преосвященного Диомида. Чего-то очень уж особенного заметить было трудно, но все же ощущения того, что сам правящий архиерей несколько неадекватен и плохо с головой дружит – все-таки оставалось: была очевидна некоторая «вязкости» его мышления, возможно – следствие ползучей шизофрении. Большинство же служащих под его началом отцов в приватных беседах усиленно обсуждали тему ИНН, новых паспортов и т.д – явно с креном в сектантскую обособленность от «большой земли». Лишь один иерей был крайне отрицательно настроен по отношению к Диомиду, да и тот был приписан к нему с Камчатки — и, вздыхая, все вспомнил камчатского архиерея, как сугубого по отношению к Диомиду подвижника и трезвомыслящего управителя православием на Камчатке.
То, как повел себя Диомид в дальнейшем — лишь подтверждает мои тогдашние наблюдения: полная упертость, нежелание диалога, заученные фразы и лозунги, «харизма» борца с продавшимся антихристу большинством. Ничего в общем нового, но – на публику работает. Вообще по жизни и службе я сталкивался с несколькими революционно настроенными борцами с церковным официозом.. У каждого была своя история, свои личные причины, но — достаточно много энергии, чтобы свою «борьбу» озвучивать или осуществлять. Одна беда – впечатление здоровых на голову людей они тоже не производили. Не знаю, может мне просто в этой области не везет. Однако, когда, однажды я разговаривал со своим духовником и настоятелем по поводу возможной организации некого лектория-семинара и заявил нечто типа, что неплохо бы дать волю непосредственно мирянам в организации этого благого дела — он, настоятель, сказал где-то следующее: «Понимаешь, желание изъявят прежде всего шизофреники, нормальные на голову – или уже священники, или – пашут, зарабатывают на прокорм семей, а этим делать нечего – вот они и возьмутся». Эта фраза заставила меня задуматься. В самом деле: психические расстройства совсем не редкость, а сверх того не все из болящих на голову – тихие, есть много и активных… И такого рода активные силы во всякой революции играют не последнюю роль.
Так и в Церкви: неадекватному, но активному человеку в определенных рамках, в «послушании» внешне существовать трудно, он стремится и вырваться на «волю». А что делать на «воле», вне определенной системы рабочих отношений? Конечно, бороться! Энергию же надо куда-то девать! Дальше – пошло-поехало: реформы, перестройка, борьба с закостеневшим гомеостазом… Да, на это могут накладываться и реальные личные причины, которые, порой, включают в себя обиды, соблазны, произвол церковного священноначалия. Все это не может быть оправдано, но имеющиеся обиды в свою очередь также не является оправданием для попыток устроить революционный погром в Церкви.
И последнее. Очевидно, что один из наиболее результативных способов скомпрометировать ту или иную благую идею – это поставить во главе ее людей неадекватных. Так уже в истории бывало неоднократно. Нежелательна патриотическая идеология? Пусть во главе ее будет одиозное общество «Память»! Церковная жизнь нуждается в благотворных переменах? – пусть тогда во главе будет чукотский Диомид или еще какой неадекватный правдорез! Спорить с ними все равно бесполезно: они тебе — про духовный вред мобильников или, в ответ, цитату подберут, типа «Блажен муж, иже не иде на совет…» (телеграмма Диомида синоду), — ну, а общее впечатление соответствующее: что с православных взять, они там почти все на голову больны…