Именно тогда дух стяжательства, дух сребролюбия победил — 20 лет назад — с помощью тех же танков… И все эти 20 лет по отношению к каждому жителю России этот дух не оставлял свою развращающую работу.
Расставить снайперов по крышам, чтобы столкнуть лбами разные силы — не такой уж хитрый приём, но он сработал, как всегда в краткосрочной перспективе эффективна подлость.
Как-то не хочется, чтобы всё это становилось историей, поскольку ни в плане юридически-формальных расследований, ни в плане художественных обобщений не то, чтобы не поставлена точка, но ещё только складываются первые фразы.
Та драма была, есть и останется кровавой. Пусть апологеты воцарившегося режима твердят, что таким образом предотвратили большую кровь, избежали гражданской войны. Это неправда! Потом была Чечня, которая и явилась своего рода гражданской войной, где счёт потерь пошёл далеко не на одну тысячу.
А самое главное — тот раскол на бедных и богатых, на нуворишей и выживающих, на поклоняющихся и невольно подчинившихся ценностям исключительно материального развития, идолу общества потребления, что проник везде и всюду, в том числе в церковную жизнь, — вот главный и проклятый итог 1993 года.
* * *
ОКТЯБРЬ
Октябрь злато расточает,
Неизреченны высь и даль,
И скорбным пением встречает
Вошедших храмовый алтарь.
И сочетая две природы
И словом жертвенным несом,
Вот-вот сквозь каменные своды
Сойдет целительный огонь.
Вот-вот молчание народа
Святых возвысит имена,
Уже иное время года,
Уже другие времена.
Пророческому внемля слову,
Снега укроют в ноябре
Всю вознесенскую Голгофу
В ипатьевском особняке.
(1993 г.)