Сегодня, среди других заметок, закончил «О старости и СМИ». Вот она.
В последнее время в СМИ активно зазвучала тема победы над старостью. Научно-технический прогресс, как известно, не стоит на месте и вот, наконец, пытливые ученые, как им мнится, докопались до корня всех зол — конкретного гена, который непосредственно на клеточном уровне виновен в запуске процесса старения в организме человека. Ну, а раз виновник обнаружен и имеет конкретный адрес, то дело осталось за малым — найти способ воздействия на этот злополучный ген, и тогда человечество таким вот рациональным способом сможет избавиться от такого бедствия как болезненная старость, и продлит время своего земного существования на земле. И вот уже в ходу сообщения о том, что конкретные методы и лекарства якобы найдены. Правда, никто не сомневается, что без проблем, в том числе и нравственных, не обойтись. Естественно, что на первых порах все это может оказаться не дешево. Естественно, что кому-то не хватить денег на личную победу над старостью, а кто-то не дождется своей очереди. Естественно также, что в долгосрочной перспективе, если победа над геном старости окажется успешной, это приведет к прогрессирующему старению всего человечества или глобальному перевесу пожилого возраста над молодежью как таковой. Одним из западных романистов эта тема уже была успешно освещена в сюжете, где будущее человечества представляет собой общество бодрых молодящихся стариков, где быть молодым просто неприлично и каким-либо неожиданным образом появившийся среди добропорядочных стариков юнец обречен вести существования деклассированного и пререкаемого члена общества. Заметим, что подобного рода печальная нравственная картина сформирована вполне светским сознанием, которое тоже, зачастую, оказывается не чуждо определенной нравственной интуиции.
С христианской же точки зрения добавим, что феномен старения и вообще смертности человеческого организма есть попущение Божие, одно из главных следствий грехопадения и, очевидным образом, с рациональной, научной и технической точки зрения вполне преодолены быть не могут. С духовной точки зрения смерть и все, что с ней связано, побеждена во Христе Его Воскресением уже две тысячи лет назад и окончательно на всечеловеческом уровне будет устранена во время всеобщего воскресения из мертвых и Второго Пришествия Христова. Это конечное преодоление несовершенства и смертности человеческого существа оказывается в прямой связи с верой и покаянием самого человека, а не в связи с научно-техническим прогрессом как таковым. Стремление же преодолеть старение и смерть чисто рациональными земными способам , вне Христа, могут, на проверку, оказаться действиями антихристовыми. Собственно, не трудно представить, как этот главный персонаж конца земной истории предлагает тем, кто готов уверовать в него, не просто мир и безопасность, но и победу над старостью и смертью. Понятно, что такого рода предложение будет требовать от человека взамен поклонение антихристу, как Богу, ведь он и будет пытаться имитировать совершение таких чудес, какие присущи только самому Богу, что и станет возможным по маловерию и отступлению от Христа самого человечества. Сверх того, если даже не принимать во внимание собственно апокалипсическую тему, во всей этой истории с попытками воздействовать на ген старости явно наличествует вторжение в сферу деятельности Самого Творца, какое может привести к непредсказуемым последствиям не только в чисто моральной сфере, но и в сфере образа физического существования самого человека. Понятно, что никто из ученых не может просчитать и спрогнозировать все возможные осложнения или побочные эффекты подобного изменения генетического статуса человека. В общем, иногда, в наши дни возникает ощущение, что авторы голливудских ужастиков черпают темы для своих сюжетов не в собственном воспаленном воображении, но прямо с ленты новостей тех или иных информационных порталов, которые в свою очередь любят такого рода события преподносить как непреложные и уже нашедшие место в обыденной жизни. Христианина, впрочем, все эти современные веяния не должны были бы особо тревожить, но только при том условии, если мы действительно имеем твердое упование на Христа Спасителя и Его Воскресение, потому что такие насущные вопросы, как жизнь и смерть, здоровье и старость являются насущными и могут восприниматься человеком без искажений только в системе христианского вероучения. Иначе существует опасность, что в ближайшем будущем придется копить деньги и записываться в бесконечные очереди за чудесным омолаживанием.