На одном из форумов в Интернете обсуждалась тема, связанная с широко распространяемыми ныне книгами и «пророчествами» некого отрока Вячеслава Крашенинникова. Поскольку, к сожалению, среди некоторых наших прихожан эта литература тоже пользуется успехом, привожу здесь свою интернет-заметку на эту тему, а также официальное «Заявление миссионерского отдела Челябинской епархии».
С этой книгой я имел возможность ознакомиться достаточно подробно. Свидетельствую, что лучшее ее не читать, поскольку текст изобилует многими несуразицами, больным воображением и вообще попыткой непременно приписать святость определенному человеческому явлению — отроку — который, да, наверное, был несколько необычен, но вовсе не в ряду великих святых. Однако уже на первых страницах этой книги его самого и его якобы пророческий дар ставят в один ряд, к примеру, с преп. Нилом Мироточивым. В общем, это находится за гранью здравомыслия и православной трезвости.
Вот, к примеру, деталь, которые мне запомнились (воспроизвожу по памяти, книги уже под рукой нет). Одно из «пророчеств» данного отрока. В ближайшем будущем человечество овладеет технологией НЛО и будет великая битва в небесах, в том числе и с бесами. А поскольку многие тогда обратятся к Богу, то во многих НЛО будут иконы и неугасимые лампады. Как Вам такая деталь, такое пророчество? Действительно в святоотеческом духе или это неумеренные фантазии ребенка? В общем, детский сад какой-то. Однако этот детский сад, к большому сожалению, свидетельствует о духовной нетрезвости немалой части нашего народа, коль скоро эта книга так популярна. А так же и возможной злонамеренности тех, кто такие книги печатает и распространяет, поскольку на таком поприще и легковерии увлекающихся можно делать неплохой бизнес. По существу же можно заметить еще следующее. За всю историю христианства есть канонизированные отроки. Но, как правило, это праведные или благоверные страстотерпцы, мученики, а не преподобные с явно выраженным пророческим даром. Чтобы таким даром обладать, чтобы стать как, к примеру, преподобный Серафим Саровский, надо очень много потрудиться в борьбе с собственными страстями и диаволом. А здесь, что мы видим? В простой советской и, при том, невоцерковленной семье мальчик, «аки один из древних» святых, подобный Нилу Мироточивому? Ну, просто не хочется эту чушь всерьез обсуждать. Это есть профанация понимания христианской святости, магизм, по сути — язычество, ищущее чего-либо необычного, которое являлась бы само по себе в обыденности, без серьезных духовных усилий с нашей стороны.
(священник Андрей Спиридонов).
«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай,
увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время,
когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям
будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням». (2 Тим., 4: 2-4).
Миссионерский отдел Челябинского епархиального управления Русской Православной Церкви с глубоким прискорбием и тревогой констатирует растущее в Челябинской области и России религиозное почитание скончавшегося почти 15 лет назад чебаркульского школьника Вячеслава Крашенинникова (1982 — 1993), объявленного некоторыми средствами массовой информации уже и «пророком», и «святым», и «блаженным», и даже «великомучеником». Совершаются паломничества к его могиле, причем земля, взятая с нее, используется в магических, отвергаемых Православной Церковью, ритуалах; написаны акафист и соответствующая икона. Таким образом, создаются предпосылки формирования в Челябинской области нового культа, кощунственно использующего православную обрядность и эксплуатирующего естественное человеческое стремление к надмирному, горнему.
Известность к мальчику, именуемому не иначе, как «святой отрок Вячеслав», пришла после издания его матерью В. А. Крашенинниковой книги воспоминаний, озаглавленной «Чудеса и предсказания отрока Славика», и ряда других книг, в настоящее время к несчастью распространяемых и через сеть церковных лавок. Эти книги достаточно широко рекламируются, как «православные»; некоторые из них даже имеют благословения, полученные обманным путем.
С совершенной убежденностью можно констатировать: писания В. А. Крашенинниковой и людей ее круга, посвященные «отроку Вячеславу», никакого отношения к Православию не имеют. Покойный Вячеслав Крашенинников, в понимании Русской Православной Церкви, не являлся ни пророком, ни мучеником, ни святым. Высказываемые им суждения о религиозных истинах могут восприниматься серьезно только в контексте отношения к ним взрослых и духовно заблудившихся людей — людей, очень часто преследующих корыстные, далекие от подлинной религиозности цели. Мы же «должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть». (Евр., 2: 1).
Нам понятна и близка скорбь матери, потерявшей совсем юного сына. Но, понимая и разделяя эту скорбь, мы с горечью констатируем, что последующие ее действия, направленные к возбуждению общественного мнения и почитанию покойного ребенка как святого, не соответствуют церковному вероучению и церковной практике канонизации и почитания святых.
Миссионерский отдел свидетельствует о высокой духовной опасности культа, формирующегося вокруг покойного Вячеслава Крашенинникова и мимикрирующего «под Православие». Причину появления такого культа мы усматриваем прежде всего в славолюбии, в необузданной человеческой гордыне, в стремлении выделиться среди себе подобных особой близостью к Богу, причастностью к каким-то сверхчеловеческим возможностям, способностям и тайнам. Но это путь, ведущий к погибели, ибо «только смиренных возвышает Господь» (Пс., 146: 6), сказавший о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф., 11: 29).
Не в религиозном поклонении нуждается покойный мальчик, легкомысленно объявленный Божиим угодником, а в усердной молитве – прежде всего, в молитве о нем матери.
Православная церковь в своем предстоянии пред Престолом Божиим поминает всех своих чад, от века почивших. С древних времен все угодники Божии до момента канонизации поминались только во время совершения панихид и заупокойных литий. Лишь факт канонизации позволял служить им молебны и акафисты. Только далекие от Церкви люди могут, подобно представителям группы В. А. Крашенинниковой, столь грубо пренебрегать этим многовековым опытом молитвы.
Православная Церковь всегда будет молиться о вразумлении заблудших и об упокоении души скончавшегося от болезни отрока Вячеслава.
Итак: дабы избежать соблазна и уклонения от Истины полезно вспомнить слова апостола Павла: «Непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться… Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен… Будь бдителен во всем». (2 Тим., 2: 16-17; 3: 14; 4: 5) и «Негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии». (1 Тим., 4: 7).