Блуждая по просторам ЖЖ, случайно наткнулся на записки одного знакомого ранее по Литинституту поэта, ныне живущего в США, до этого — в Израиле, представляющего по сути определенное поэтическое направление, в чьих стихах отражается мироощущение той же Каббалы, а также и, вероятно, современной мировоззренческой составляющей каббалистов как таковых. Так вот, поразило меня следующее. Некое письмо, адресованное одной женщине — редактору, литературному критику, которая в свое время, уже лет двадцать почти назад в одном из толстых журналов «завернула» стихи оного поэта. Теперь же, достигнув на Западе определенных стихотворных вершин, сей поэт дает гневную отповедь этой женщине, по суть — высказывает крайне мстительные чувства, указывая при этом на то, что большинство великих поэтов в русской литературе того же происхождения, что и он сам. Далее – цитата: «И нет вам прощения от Господа нашего Единого: сколько бы вы ни каялись, как бы ни молили разрубить гордиев узел былых прегрешений — перед истиной, перед историей! Мандельштам. Ходасевич. Бенедикт Лившиц. Пастернак. Бродский. И в жилах каждого из них — кровь библейских пророков. Равно как и в моих, Ольга Юрьевна: имейте это в виду! Вы намеревались погубить меня, дабы впоследствии блеснуть высокопарной, насквозь фальшивой речью на панихиде? К счастью, Ваш замысел не удался! Господь рассеял немощные полки. Теперь они жалки, ничтожны, корчатся в нищете и бесславье. Моя же звезда — лишь теперь восходит по-настоящему! Поэт Г. М.»
В общем-то обо всем этом можно было бы и не упоминать, если бы это не навело меня на уже давние размышления о мстительности и не мстительности, как в вере, так и в литературе. Христос и Евангелие, безусловно, не мстительны. «Мне отмщение и аз воздам», — сказано в Священном Писании совершенно конкретно. Евангельская правда видна и в том, что по Воскресении Своем Христос не является ни кому из судивших и убивавших Его, а только — уже верующим, любящим Его. Христос не мстителен. Христианство не мстительно. Если, конечно, мы на самом деле хотим быть христианами. Стоит также задуматься, что великая русская литература также не мстительны в своих основных мотивах. Представьте себе мстительного Пушкина. Или – мстительного Достоевского. А как же: «И милость к падшим призывал»? Современная же массовая культура, часто, именно что таит в себе идею мести. Современная демократия – мстительна. Юриспруденция – также. Многие сюжеты Голливуда – сплошная месть. Многое в мировой и нашей внутренней политике также основано на мстительности. Но не буду пока углубляться. Еще вернусь к этой теме. В заключение здесь замечу, что пример данного мстительного поэта, скорее всего, уже не имеет отношение к русской литературе как таковой, это уже иное мироощущение, вероятно — иной современной литературы — не русской, но — русскоязычной.