Можно заметить, что периодически в современной здешней полемике возникает тема о Суде Божием. Не мною подмечено, что современное либеральное сознание желало бы свести эту тему и вовсе «на нет»: мол, поскольку Бог есть Любовь (кстати, вполне библейский посыл), то никакого суда быть не должно, всем все простится. И, собственно говоря, в рамках юридического понимания спасения этот вывод во многом оказывается неизбежным, потому как человеческое сознание в своих крайних представлениях о Боге отказывается видеть Отца Небесного в роли неумолимого держателя некого небесного уголовного кодекса. Однако, если забыть о латинском юридическом видении спасения-не-спасения, то у святых отцов мы находим несколько иной взгляд на проблему оправдания или осуждения. Этот взгляд можно назвать, к примеру, антропологическим, органическим или – еще как угодно… То есть, что имеется ввиду? — каждый конкретный человек в каждый момент своей жизни таков каков он есть. В том числе и — перед Богом. Как сказано, в чем застану – в том и сужу. Надо думать, сказано-то не случайно. Господь будет судить человека по его конкретному состоянию – по способности или неспособности быть с Ним, Богом, в общении, иначе говоря – по плодам. «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?»
(Матф.7:16)
Или, вот как об этом говорит преп. Макарий Египетский:
“Как плодоносящее дерево, все летнее время вынашивающее в себе плоды, не может скрыть, как они наливаются, потому что подошедшая пора какой-то неудержимой силой исподволь доводит плоды до зрелости; как захороненное в землю зерно сначала неявно в ее недрах пускает корни и тяжелеет, а потом, проросши и выйдя на поверхность земли, напиваясь соками, открывается взору, поднимается стеблем, наливается в колос (Мк 4, 28) и отдает зерно; и как лоза, пересаженная в виноградник, сначала набухает внутри в своей сердцевине и потом распускается, вся плодоносящая, и дает в свою пору вино – так же точно христиане, сейчас еще напрягающиеся в борении и в небесном вертограде укореняющиеся сладчайшими корнями в землю сердца, не смогут скрыть плодов, но их душа в день воскресения внезапно озарит и тело, возвеселив и облагодатствовав его. Опять же и деяния грешников обнажатся. Как целомудренная девица, впавшая в блуд и зачавшая, старается утаить свое скверное распутство и утаить не может, потому что плод, достигнув своей полной величины, представляет доказательство беззакония собирающейся родить, так зачавшие в своем сердце от греха и рождающие плоды беззакония не могут в судный день избежать страшного и неизреченного огня, но и души и тела их будут одинаково осуждены»
(Новые духовные беседы, 2).