Из дневника Льва Толстого за 1910 год:
"Мне дурно жить потому, что жизнь дурна. Жизнь дурна потому, что люди, мы, живем дурно. Если бы мы, люди, жили хорошо, жизнь была бы хорошая, и мне было бы не дурно жить. В числе людей есмь я. И если я и не могу всех людей заставить жить хорошо,— я могу сделать это с собой и этим хотя немного улучшить жизнь людей и свою. Подтверждает такое рассуждение в особенности то, что если бы все люди усвоили это рассуждение, а рассуждение это неотразимо справедливо, то и для меня, и для всех людей жизнь была бы хороша. […]" (www.rvb.ru/tolstoy/01text/vol_22/1498.htm)
Мораль великого русского писателя достаточна проста: жизнь дурна, но могла бы быть хороша, если бы люди жили лучше, хотя бы начали — каждый с себя… Но — получается замкнутый круг, потому что "человекам это
невозможно", а Бога, которому "все возможно", внутрь этой нравственной схемы Толстой все же не допускает… Но проблема не только в этом. Толстой говорит, что "если бы все люди усвоили это рассуждение, а рассуждение это неотразимо справедливо…" — да, это своего рода перефраз евангельского императива об отношению к ближнему, но не на евангельском богочеловеческом, а на исключительно — человеческом уровне… И это, оказывается, не работает. Христа ради — еще возможно… А ради просто человеческой (между собой) хорошести… тут, того гляди — появится "подпольный человек" Достоевского и скажет: "миру перевернуться или мне чаю не пить?" Что в истории в общем-то и происходит — только уже "штыками и картечью"… В революции объективируется жажда лучшего, но — без Бога это дает чудовищные результаты… И Толстой тут, действительно, "Зеркало русской революции". Мол, хотелось как лучше, а получилось…