Бог и мировое зло (из ответа на один вопрос):

Бог применительно к проблеме зла не вне мира и по ту сторону добра и зла, а на самом деле – в гуще, в средоточии зла, которое ополчилось и на Него Самого, то есть – на Голгофе. Ответ Бога на зло, от которого страдает человек, не в словах, а в Кресте Христовом. А если и в словах, то звучать они по отношению к самому Богу крайне парадоксально: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мар.15:34). И это, действительно, человеческому уму непостижимый факт: тайна нашего спасения прямо связана с тем, что Богочеловек Христос испытывает на кресте всю тяжесть человеческих страданий – вплоть до богооставленности, что усугубляется тем, что, в принципе, согласно своего Божественного достоинства, совершенства и безгрешности, по своей природе, Он не должен испытывать страданий, как несвойственные его природе. Но все это Христос (как единая богочеловеческая Личность) принимает на себя и входит в область страдания и смерти добровольно, по любви к нам. Так что, если мы спрашиваем у Бога: где же Твоя Любовь, то ответ только один – на Кресте, разделяет с нами все наши страдания, при чем и страдания невинные (как у детей), потому что Сам Христос тоже невинен. И в разного рода трагических и страшных историях мы не найдем прямой вины Бога, мы видим здесь, прежде всего, произвол и крайнее беззаконие самого человека. Однако стоит задуматься, что в плане общего числа беззаконий — те, которые оказываются на поверхности и явно вопиют об отмщении – это только некая верхушка айсберга, которая по тем или иным причинам стала нам видимой (и мы вполне справедливо ужаснулись), тогда как всю толщу или массу человеческих грехов и беззаконий знает один только Бог и… как-то еще долготерпит род человеческий. Думаю, не одно человеческое сердце не выдержало бы знания и видений всех греховных скверн в совокупности, какие только есть в мире. Мало того, святые отцы говорят, что, если бы человек увидел в своей душе во всей полноте свою собственную греховность, то сердце этого зрелища бы тоже не выдержало. А ведь Бог знает про каждого из нас все исчерпывающем образом. Знает про каждого и каждую сироту, про каждый аборт или вообще детоубийство… И тем не менее желает каждому без исключения спасения и дарует его – замученному и убиенному — за его страдания. Мучителю и убийце – если тот покается, потому что, наверное, нет ничего хуже мук совести, когда уже нет возможности покаяния (это, по сути, и может стать адом). И все это объемлет Господь. Именно что со своего голгофского креста. Но, повторюсь, знание этого есть очевидность и дело веры. Будучи верующими, мы не должны бегать трудных вопросов, испытаний, скорбей и даже страданий, однако переживать все это (каждый в свою меру) мы можем не наедине со своими человеческими силами, но вместе со Христом Спасителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.