Христианское богословие о сущности зла:

Интересно, что некоторые современные «философы» почему-то утверждают, что христианское богословие «прокололось» на постулировании того, что зло «призрачно» и не имеет своей природы. Ну, типа, это не так, поскольку ничто (никакая энергия) не может существовать без сущности. Вообще-то такая рода критика христианского понимания зла есть враньё и передёргивание.  Богословие, пусть и «школьное», никогда не утверждало, что зло вовсе не имеет своей природы. Имеет, разумеется. Только природа эта изначально не злая, но – добрая и ангельская. Да, эта природа искажается при злой личной позиции ее носителя. Так и с человеком: изначально всякая человеческая природа добра, но – искажена личностным выбором (еще прародителей) в сторону зла. Реально искажена, не призрачно. Но это искажение побеждено во Христе. 
Кстати, неплохая речь на эту тему митрополита Филарета (Минского): http://www.church.by/resource/Dir0000/Dir0001/Page0471.html
Ну, еще цитаты на эту тему:
«Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия». Святитель Василий Великий.
«Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, но люди сами, с утратою представления о добре, по своему произволу стали примышлять и воображать не сущее». Святитель Афанасий Великий.     
«Веруй, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно не безначально, не самобытно, не сотворено Богом, но есть наше дело, и дело лукавое, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца. Есть зло по отношению к нашему восприятию и по самой природе. Зло по природе зависит от нас самих: несправедливость, невежество, лень, зависть, убийства, отравы, обманы и тому подобные пороки, которые оскверняют душу, сотворенную по образу Создавшего ее, помрачают ее красоту. Злом называем мы и то, что для нас тягостно и неприятно, как, например, болезнь и язвы телесные, недостаток в необходимом, бесславие, потерю имения, лишение родных, что благой Господь посылает для нашей пользы. Богатство отнимает Он у тех, кто плохо им пользуется, подвергаясь другим порокам. Болезни посылает тем, для кого полезнее иметь узы, чем беспрепятственно стремиться к греху. Смерть приходит, когда кончится срок жизни, от начала назначенный каждому по праведному суду Бога, Который предвидит, что для каждого полезно. Голод, засуха и чрезмерные дожди — это общие бедствия для городов и народов, наказывающие за чрезмерное развращение. Как врач благодетельствует несмотря на то, что причиняет боль телу, потому что борется с болезнью, а не с больным, так и Бог благ, когда частными наказаниями устраивает спасение в целом». Святитель Григорий Богослов.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.