Христос как хлеб…


«По исследовании этого  объясненным способом должно снова возвратиться мыс­лью к предложенному. Ибо спрашивалось, как одно это Тело Христово оживотворяет весь человеческий род тех, в ком есть вера, всем будучи разделяемо и само не умаляясь. Итак, может быть, мы близки уже к правдоподобному ответу. Ибо если самосто­ятельное существование [ипостась] всякого тела бывает из пищи, а пища есть еда и пи­тье; и для еды служит хлеб и для питья вода, подслащаемая вином; Слово же Божие, по объясненному в первых главах, как Бог и Слово, вступило в единение с есте­ством человеческим и, будучи в нашем те­ле, не иной какой новый состав устроило естеству человеческому, но обыкновенны­ми и приличными средствами продолжало существование Тела Своего, снедью и пи­тием поддерживая его самостоятельное су­ществование [ипостась]; снедью же был хлеб, то поэтому, как относительно к нам, о чем говорено уже неоднократно, кто видит хлеб, тот некоторым образом видит человеческое тело, потому что хлеб, будучи в теле, делается телом, так и там  богоприем­ное Тело Принимавшего в пищу хлеб в не­котором отношении было с Ним одно и то же по причине, как сказано, в естество те­ла преложенной пищи. Ибо, что свойствен­но всякой плоти, то признано и об оной Плоти, а именно что и оное Тело поддержи­валось хлебом. Но Телу тому вселением Бо­га Слова сообщено Божеское достоинство, поэтому не без основания веруем, что хлеб, освящаемый Божиим словом, и ныне пре­творяется в Тело Бога Слова, Ибо и то Те­ло, по сути, было хлебом, освящалось же обитанием Слова, обитавшего во плоти. По­этому от чего хлеб, в том Теле претворив­шись, принял Божественную силу, от того же самого равное этому бывает и ныне. Ибо там благодать Слова святым делала Те­ло, состав которого был из хлеба и которое некоторым образом само было хлеб; и здесь точно так же хлеб, по слову апостола, освя­щается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4:5), не через ядение входя и стано­вясь Телом Слова, но прямо претворяясь в Тело посредством слова, как сказано Сло­вом: Сие есть Тело Мое (Мф. 26:26), А по­скольку всякая плоть питается и влагой (ибо без сочетания с ней землянистое в нас не может продолжать жизни; как твердой и крепкой пищей подкрепляем твердое в теле, так и влаге доставляем приращение из однородного с ней вещества, которое, пе­рейдя в нас, прелагающей силой обращает­ся в кровь, особенно если у вина позаим­ствует силу к претворению в теплоту), то потому богоприемная та Плоть в состав Свой приняла и эту часть. И явившийся Бог для того соединился с бренным естеством, чтобы общением с Божеством обожилось человечество, поэтому по домостроитель­ству благодати посредством плоти, которая состоит из вина и хлеба, сообщает Себя всем уверовавшим, срастворяясь с телами их, чтобы единением с бессмертным и че­ловек соделался причастником нетления. Дает же это, силою благословения естество видимого преобразив в Тело и Кровь».
(свят. Григорий Нисский «Большое огласительное слово»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.