Вот это, на мой взгляд, очень важное и точное замечание:
"Мне понравились когда-то слова архим. Эмилиана, игумена Симонопетры в комментарии в трактаку аввы Исаий "О совести". Вот цитирую короткий отрывок: "Наша совесть вскармливается нашей волей, нашими пожеланиями, нашими занятиями. Она податлива и в то же время склонна к ошибкам. Нам дал ее Бог, но она заслуживает доверия только тогда, когда мы ее правильно возделали и правильно питаем. Большинство ересей, большинство расколов, большинство человеческих падений, неудач и непоправимых упущений происходят от действий «по совести». Большинство тех, кто никому не подчиняется, делают это во имя совести".
(mondios.livejournal.com/40874.html)
То есть, поступать вроде как и "по совести" ещё не означает, что поступаешь согласно Правды Божией, потому что та же совестливость, которая на самом деле имеет своим основным мотивом гордость, легко уклоняется и, что называется, бьет мимо цели, хотя и кажется, что сил, энергии души и вообще пафоса было вложено много. Вера и жизнь в вере категории всё же динамические, а не статичные. Дело всё-таки в самой жизни, а не в пафосе, обличительстве там, роли, имидже. Христианином гораздо труднее быть, чем казаться. При том, что особенно трудно христианином быть на каком-то самом элементарном бытовом уровне — в той же своей семье, с собственными детьми или ближними, к примеру, потому что с ними ты, как правило, и есть настоящий, истинный, тогда как в отношении к внешнему миру гораздо проще выстроить некий образ — даже вполне героический, даже вроде как и "по совести", хотя на самом деле это может оказаться не более, чем ролью или позой.