Смотрел тут "Мастера и Маргариту" в постановке Ю.Кары — в очередной раз поймал себя на мысли, что всё-таки роман Булгакова гениален именно вот этой сатирико-балаганной московской линией, в то время как вся эта линия иешуа-пилата-мастера откровенно слаба. Вот попробуйте изъять похождения Воланда с компанией и что останется? Некий унылый Мастер с романтической Маргаритой и чудак Иешуа с Пилатом, который, являясь типажом обычного римского властителя, ничего нового не прибавляет. А уж финал истории Мастера, который вместе с Маргаритой зависает не знамо где, пусть и в уютном домике, в вечности (не рай-не ад) — в философско-богословском плане и вовсе нескладен, типа, трактуй как хочешь… Да и в общем-то известно, насколько сам автор был зол на своих собратьев по тогдашнему литературному цеху, вот у него балаганная сатира на них лучше всего и получилась.