Иметь дерзновение для мученичества – личное дело христианина. Призывать других (конкретных!) лиц к мученичеству — дерзновение, на мой взгляд, чрезмерное. То же самое имеет отношение и к подвигу, в том числе сугубо аскетическому. Даже устав о гастрономическом посте говорит о том, что строгость поста ослабляется для немощных, пожилых, болящих и т.д. То есть, общие границы или нормы воздержания имеют в Церкви щадящий характер, тогда как, повторюсь, аскетический подвиг как таковой есть личное дело христианина. В этом смысле меня весьма удивляют призывы некоторых лиц к о. Глебу Грозовскому, мол, коль скоро он невиновен, пусть вернется, пусть доверится следствию, идёт в тюрьму, мол, все равно без воли Божией волос с его головы не упадет – фактически, призыв к явному мученичеству. Да, такого рода свидетельство может иметь смысл, но именно тогда, когда оно прямо осуществляется по воле Божией. Но даже в истории древних мучеников известно, что Церковь далеко не всегда одобряла случаи, когда тот или иной свидетель прямо провоцировал гонителей или, выражаясь современным языком, нарывался на мученичество. В современных же призывах-лозунгах, обращенных не к себе самим, а к конкретному третьему лицу, удивляет именно что лёгкость с которыми они произносятся.