«Никому пользы не приносящих страданий»

Утверждение, что подвиг  наших новомучеников и  исповедников ХХ века до конца нам не воспринят и не осознан, — справедливо…  Боюсь, что мы до конца не понимаем, насколько нечеловеческие и жестокие условия сопровождали жизненный путь исповедников. Очевидно также, что существует опасность некоторой романтизации опыта страданий самих новомучеников (при всех достоинствах такой книги, как, к примеру, «Отец Арсений», такая же опасность там есть). Но вот, к примеру, цитата из собрания писем святителя Афанасия Сахарова…

 «Изнуряющая, непосильная работа изматывает так, что тупеет ум, не ра­ботает мысль. Книг нет, да их и некогда читать, — а присланные в посылках и пропущенные лагерной цензурой (как сочинения А. С. Пуш­кина, А. К. Толстого) при обысках отбираются, и их потом нельзя найти. Получение посылок, где-то задерживающихся на месяц, полтора и более, соединяется с ужасной волокитой, с многочасовым ожиданием во всякую погоду под открытым небом, сопровождается таким не цензуированием­, — а копанием не только в посылке, но и в душах и получателя, и даже отправителя, что, насколько нас, лагерников, радует посылка, настолько момента ее выдачи ждешь в чрезвычайно неприятном, нервном напряжении­. Из посылок не выдают не только газет, но обдирают обложки с пачек сахара, печенья, конфет и все ссыпают в одно место. За послед­нее время стали отбирать не только наружную обшивку,  но и тряпочн­ые мешочки из-под продуктов, присылаемые со специальным казначе­ем на починку. Как чрезвычайно опасным людям, нам не только не разрешается иметь нож, чтобы разрезать хлеб, или ножницы, чтобы обрезать ногти,  у нас отбирают даже иголки. Письма от нас и к нам приходят не все и с большим опозданием. Я в октябре получил пачку июньских и июльских. Мои родные уже несколько месяцев не получают от   меня  писем и очень беспокоятся, а я пишу регулярно. Даже такое­ приятное дело, как баня, обращается здесь в одну из казней еги­петских. Вообще ужасная обстановка бессердечия, черствости, эгоизма, наушничества, доносов, стремления на несчастьи других построить собственное благополучие, отвратительное окружение мата даже со стороны занимающих командные посты, блата (которого я не ищу), взяток (кота­х я стараюсь не давать), воровства, остающегося почти безнаказан­ным, создают чрезвычайно тяжелые условия существования, причиняют массу ненужных, никому пользы не приносящих страданий».
(Святитель Афанасий Сахаров, Собрание писем. (Народному Комиссару Внутренних дел СССР. Заявление. 23 апр.1939 г.)


Еще Шаламов заметил, что лагерный опыт – прежде всего отрицательный, развращающий опыт. Не всякое страдание приносит пользу… То есть, не всякое страдание прямо дается Богом. Не надо все взваливать на Бога. В том, что может сотворить человек и какие страдания может принести человек человеку же, часто, виновен сам человек…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.