Тема о Евхаристии не исчерпаема. Вот "Огрешин" — продолжил: ogreshin.livejournal.com/59593.html
"Но чудо не в том, что хлеб становится плотью (эка невидаль — банальнейшая биология), а в том, что Он приходит посредь людей, абсолютно чуждых друг другу и болтающих при Нем о какой-то сраной запивке"
Кое-что скажу и я в ответ. В том и соль, что все-таки приходит… Может быть и потому это так, что любви Христовой это вообще свойственно… Свойственно умаляться, быть среди тех людей, какие у Него есть…Других нет… И другого (что Христос не приходит, мол) я просто и не могу понять… Другое — это уже, скорее, жизнь на грани отчаяния, балансирование…
Конечно, слова там о живости и мире душевном — более, чем приблизительны… Но — для меня — "мир душевный" это понятие вообще в последнюю очередь связанное с чувственным восприятием. Скорее, это знание о Его присутствии в твоей жизни… И для меня это связано прежде всего с Евхаристией… А если "дом оставляется пуст" и уже — оставлен, то и, впрямь, зачем мучиться и чего-то там из себя изображать? Будем, лучше, "есть, пить и веселиться"… Но все же дом еще не пуст…Лично у меня в этом нет сомнений… Или: а где другой-то дом? Кто из наших критиков показал или явил какой-либо новый дом да еще и — вполне Христовым? Вон, Федор (и не только он) — все про любовь и любовь говорят (мол, главное содержание всего — любовь)… Кто бы спорил… Так и показали бы оную любовь не только от слов, но и от дел своих… Показали бы всерьез — какая она должна быть — Церковь!.. Но как это вообще показать-то? Та же любовь, порой, из незаметных дел созидается — в том числе и там, порой, где, по слову поэта Кравцова, "хрипящий как смертонька хор" — и это (тоже по Кравцову) "Царство Твое" и не будет иного… Меня вообще поражает, что "худость" церковной нашей жизни очень многие только и видят, а что за этой "худостью" и даже в этой "худости" вполне прорастает самая элементарная любовь, которая "не ищет своего" и вообще не имеет "вида и добрОты" — это, чаще всего, за громкими декларациями видеть не хотят… А Христос, думаю, все же видит (еще и потому — приходит). У нас нет другой Церкви… и на пустом месте Ее не создать, надо жить в этой и быть Церковью… стараться быть… Иногда для этого нужно – не так уж много чего-то броского, яркого, заметного. Я тут как-то (в комментариях) приводил пример, как одну умирающую женщину причащал регулярно на дому. Рак был. Ей врачи не давали месяца жизни, выписали умирать. Решили мы с ней, что надо ей причащаться почаще, пока еще жива. Ну, стал ездить к ней каждую неделю с Дарами. И ездил так – полтора года. Болезнь остановилась, настала ремиссия, женщина эта стала брать работу на дом (редактура текстов для издательства). Но главное, причащаясь и причащая на дому, мы с ней выясняли очень многое в ее прошлой и настоящей жизни – перед Самим Христом, думаю… Через полтора года болезнь вдруг возобновилась, и эта женщина в течение месяца умерла. Но умерла — совсем другим человеком, христианкой… Звали ее Ириной (помолитесь, помяните, кто может). Разве это не было Литургией, «общим делом»? Разве подобного больше не бывает в наше время? Думаю, много чего бывает – только мы про это не знаем, поскольку те, кто в такого рода «общем деле» участвует, как правило, не трубит об этом в ЖЖ. Это вообще все – сокровенное. Я бы и не стал здесь все это излагать, но, честно говоря, меня все эти суждения о Евхаристии («совершается-не совершается»-«оставляется-не оставляется») порядком утомили. Пойдите, скажите об этом раковым больным, которых пришел причащать в «онкоцентр» «батек» (каков есть) из местного храма… Или скажите об этом больным из «психушки» с ул. 8-е марта, которую опекает наш храм и которые тоже приходят причащаться из последних душевных сил… Расскажите об этом («мол, оставляется дом пуст») дряхлой старушке, желающей, чтобы ее пособоровали на дому — да, зачитайте ей цитатку из того же Давлатова, а то она без этого «освобождающего» знания умрет не вполне христианкой… Все это, друзья, лишь теоретизирования, а вот на практике проявить ту же элементарную любовь – показать настоящее христианство, часто, и является тем самым умалением, жизнью среди реальных людей и – да! – среди их худости, а не громких фраз о любви… Но именно к этим людям и приходит Христос…