Утверждение, что подвиг наших новомучеников и исповедников ХХ века до конца нам не воспринят и не осознан, — справедливо… Боюсь, что мы до конца не понимаем, насколько нечеловеческие и жестокие условия сопровождали жизненный путь исповедников. Очевидно также, что существует опасность некоторой романтизации опыта страданий самих новомучеников (при всех достоинствах такой книги, как, к примеру, «Отец Арсений», такая же опасность там есть). Но вот, к примеру, цитата из собрания писем святителя Афанасия Сахарова…
«Изнуряющая, непосильная работа изматывает так, что тупеет ум, не работает мысль. Книг нет, да их и некогда читать, — а присланные в посылках и пропущенные лагерной цензурой (как сочинения А. С. Пушкина, А. К. Толстого) при обысках отбираются, и их потом нельзя найти. Получение посылок, где-то задерживающихся на месяц, полтора и более, соединяется с ужасной волокитой, с многочасовым ожиданием во всякую погоду под открытым небом, сопровождается таким не цензуированием, — а копанием не только в посылке, но и в душах и получателя, и даже отправителя, что, насколько нас, лагерников, радует посылка, настолько момента ее выдачи ждешь в чрезвычайно неприятном, нервном напряжении. Из посылок не выдают не только газет, но обдирают обложки с пачек сахара, печенья, конфет — и все ссыпают в одно место. За последнее время стали отбирать не только наружную обшивку, — но и тряпочные мешочки из-под продуктов, присылаемые со специальным казначеем на починку. Как чрезвычайно опасным людям, нам не только не разрешается иметь нож, чтобы разрезать хлеб, или ножницы, чтобы обрезать ногти, — у нас отбирают даже иголки. Письма от нас и к нам приходят не все и с большим опозданием. Я в октябре получил пачку июньских и июльских. Мои родные уже несколько месяцев не получаютот меня писем и очень беспокоятся, а я пишу регулярно. Даже такоеприятное дело, как баня, обращается здесь в одну из казней египетских. Вообщеужасная обстановка бессердечия, черствости, эгоизма, наушничества, доносов, стремления на несчастьи других построить собственное благополучие, отвратительное окружение мата даже со стороны занимающих командные посты, блата (которого я не ищу), взяток (котах я стараюсь не давать), воровства, остающегося почти безнаказанным, создают чрезвычайно тяжелые условия существования, причиняют массу ненужных, никому пользы не приносящих страданий». (Святитель Афанасий Сахаров, Собрание писем. (Народному Комиссару Внутренних дел СССР. Заявление. 23 апр.1939 г.)
Еще Шаламов заметил, что лагерный опыт – прежде всего отрицательный, развращающий опыт. Не всякое страдание приносит пользу… То есть, не всякое страдание прямо дается Богом. Не надо все взваливать на Бога. В том, что может сотворить человек и какие страдания может принести человек человеку же, часто, виновен сам человек…