ПРОБЛЕМА АДА — ИНДИВИДУАЛЬНА…

Данный текст о.Константина:     o-k-kravtsov.livejournal.com/191821.html
многим вполне справедливо понравился. В общем все верно: христианство  как устрашающее  учение об аде — та еще "заливная рыба", которая неизбежно начинает восприниматься гадостью. Однако в разговорах или спорах об аде почти всегда присутствует нечто неуловимое или ускользающее от внимания. В этой теме словно бы наличествует  заведомый паллиатив: какое утверждение не обосновывай — оно не кажется исчерпывающим или окончательным. Скажешь: ада нет, потому что это противно самой идеи любящего Бога! — о, хорошо, замечательно! — однако, при дальнейших раздумьях понимаешь, что совсем ад как-то не устраняется из окружающей картины бытия — уже хотя бы потому, что зло конкретно на уровне разной там тирании, педофилии, садизма и вообще равнодушия как такового. Скажешь: ад есть, потому что зло не может быть не наказано! — тоже верно! — однако, если мысленно проецировать тот же ад во всю вечную вечность, то делается как-то неуютно от идеи такой вот вековечной вечности. Короче говоря, во всей этой теме в большинстве случаев не хватает некой важной константы, на которую можно было бы опереться, чтобы иметь полную ясность по отношению к существованию ада. Но, не исключено, что именно такая константа в условиях падшего человеческого бытия от Бога нам по каким-то (возможно, педагогическим) причинам просто не дана — и судить-рядить здесь мы можем только гадательно. Вот, именно гадательно и дерзну предположить следующее. Ад является индивидуальной, а не общей проблемой. Проблемой личного выбора, а не положительной общей вероучительной дисциплиной. В том и казус, что эта проблема ада стала общим устрашающим учением, своего рода доктриной, которая порой покушается на Евангелие как Благую Весть, тогда как оная весть заключается в утверждении  победы над адом, сокрушения его, а не в возвещении всемогущества последнего.

       В этом контексте проблему ада можно свести к следующему. Царство Небесное реально, потому как реален Бог Спаситель. И это – объективно так. Ад — возможен, потому как реальна человеческая личность, имеющая свободу сказать Богу — "нет". И это – проблема, скорее, субъективная. Является ли возможность этого "нет" окончательно не преодолимой в вечности для Божественной Любви — вполне пока Богом же нам не открыто. Но, судя по Евангелию же, опасность такая есть. Именно — благодаря абсолютной ценности (и самоценности!) человеческой личности…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.