Если у Вас нет духовника - page 135

— говорит далее святитель Игнатий. — Значит нести труд монастырский как наказание за свою
греховность в надежде получения прощения от Бога. Что значит трудиться безрассудно? Трудиться с
плотским разгорячением, с тщеславием, с хвастовством, с унижением других братий, не могущих нести
такого труда по немощи или неспособности, даже по лености. В последнем случае труд, как бы он ни был
усилен, долговремен, полезен для обители в вещественном отношении, не только бесполезен для души,
но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой
добродетели».
Это высказывание легко применять и к нашей жизни, пусть даже и не монашеской. Монастырь —
тоже своего рода семья, и тоже, кстати, довольно проблемная. Быть христианином что в монастыре,
что в проблемной семье, что не в проблемной и означает нести «труды с разумом». Часто же
современный неофит-подвижник действует вовсе без разума. Порой можно наблюдать, как в семье, где
такой подвижник завёлся, им ставится цель в кратчайшие сроки и ударными темпами построить
эдакий «город солнца» по христианскому образцу, где бы все имели смиренно-молитвенный вид.
Конечно, таких трудов и такого «смирения» ближние понести не могут.
В конечном счёте цель христианской жизни — спасение души, а не устроение земной жизни так,
как нам хотелось бы и как нам мечталось бы. В нас горит желание, чтобы наши «проблемные»
ближние тоже стали христианами? Единственный путь — самая серьёзная, длительная, неустанная
молитва о них, а также этот самый «труд с разумом», кротость, терпение. И если наши ближние
удостоверятся, что мы действительно благодаря Церкви стали лучше, светлее, благодатнее,
смиреннее, это и будет для них тем примером, какой может зажечь и их сердца любовью ко Христу.
Смогут ли они это понести не соблазнившись, — это уже дело Божие и дело их свободной воли, а
не наших гаданий.
Как поминать некрещёного родственника?
Здравствуйте. Наш дядя жил с нами, пил, не работал последние шесть лет, раньше
увольняли его с работы по причине пьянки. А потом он заболел, начались боли в животе. «Скорую»
вызвать не дал и через три дня умер. Получается, что человек сам сознательно шёл к смерти? Он
был некрещёный, как поступать, ведь отпевать его нельзя и в церкви службу заказывать тоже
нельзя. Что будет с его душой, как облегчить её участь? Наталья.
Уважаемая Наталья! Наша общая проблема в том, что почти все мы несовершенны в христианской
любви, потому что совершенен в вере тот, кто уже бесстрастен и свят! Однако хорошо уже то, что Вы
это ощущаете, что в Вас говорит совесть. Понятно и то, что по отношению к человеку пьющему и
вообще заблудшему (при его жизни) проявлять любовь и сострадание довольно сложно. Но уже
неплохо, что в почившем сроднике Вы видите какие-то и положительные черты, то есть было в этом
человеке нечто достойное сострадания, а значит, и (теперь!) молитвы о нём. Да, поскольку он не
сподобился крещения, то общецерковное поминовение оказывается невозможным, но никто не запрещает
Вам молиться лично, теперь это оказывается даже наиболее важным — это и есть дело Вашей
христианской любви к этому человеку, потому что кто ещё, как не Вы, будет за него молиться, у кого
будет болеть об этом человеке сердце? Можно здесь и добавить: слава Богу, что так, что Вы по-
христиански всё это переживаете. Значит, Ваше сердце не окаменело и не очерствело! Что касается
терзаний на счёт того, что не успели этому человеку как-то при жизни помочь, то надо во всём этом
исповедоваться, попросить у Бога прощения и успокоиться, не забывая впредь молиться об упокоении
души Вашего дяди.
1...,125,126,127,128,129,130,131,132,133,134 136,137,138,139,140,141,142,143,144,145,...163
Powered by FlippingBook