Христианину известно, что Царство Божие должно быть внутри него. Однако, что для этого необходимо? Одна только видимая принадлежность к Церкви (по факту крещения или, к примеру, регулярного Причащения)? Если принять эту точку зрения, то надо признать, что она вполне сектантская, потому как любой сектант скажет тоже самое: раз он крещен (у тех же баптистов или пятидесятников), если он ходит на собрание к какому-нибудь Береславскому или шастает по подъездам с брошюрками «свидетелей Иеговы», то он уже спасен… Понятно, что, помимо внешней принадлежности к евхаристическому собранию , нужно еще кое-что.
Собственно, Евангелие об этом говорит следующее.
«покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2)
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф.5:3)
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21)
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12).
Далее, вспомним, что в евангельских притчах Царство уподобляется: зерну, закваске, сокровищу, скрытому в поле, купцу, ищущему жемчужин, неводу в море, царю, который захотел сосчитаться с рабами своими, хозяину и работникам в винограднике, царю, который сделал брачный пир для своего сына и, наконец, десяти девам со светильниками.
Из всего этого очевидно, что Царство Небесное нам дано даром, но! — должно сформироваться внутри каждого верующего, для чего и необходимо покаяние, усилие веры, искание правды, своего рода переквашивание естества, рост и развитие, умножение талантов, истинная неформальная (не фарисейская) праведность… В общем, немало получается. И очевидно, что, да: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф.19:26). И недаром в заповедях «блаженств» говорится о «нищих духом»: нищий это тот, кто просит подаяния, потому что иначе он не может существовать. По большому счету, нищий, он, нахлебник у более успешного общества, поскольку сам по себе он самодостаточным и успешным быть не может. В этом смысле мы все – «нахлебники» у Бога, потому что самодостаточными по отношению к Богу в принципе быть не в состоянии, не в состоянии спастись своими силами, должны просить этого и просить… — и просить с усилием! Беда и ошибка в том, что, часто, верующий человек стремится застыть в неком формальном (фарисейском и сектантском!) качестве, когда проще думать, что, согласно одной только внешней принадлежности к Церкви, спасение уже обеспечено, хотя, если внимательней взглянуть внутрь себя, то разве там Царство Небесное? Также, кстати, и в отношении Евхаристии. Все, к примеру, споры о том, как готовится к Причастию, сколько, там дней поститься и т.д. – совершенно бессмысленны, если не будет осознания нашей «духовной нищеты» перед Чашей Христовой. Последнее (осознание этой нищеты и невозможности спасения без Христа) и должно быть главным нравственным(евхаристическим) императивом для христианина. Можно сказать, основным побудительным мотивом нахлебника, который не стесняется и не боится это свое нахлебничество перед Богом (да и перед другими людьми) совершенно осознанно свидетельствовать.