Если у Вас нет духовника - page 3

СПАСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ
Кто, кроме монахов и подвижников, обретёт спасение?
Благословите! Я прослушал аудиокнигу «Добротолюбие» (1-й том). Сложилось впечатление,
что никто, кроме подвижников и монахов, не обретёт спасения. Как же быть нам, мирянам? Мы
не можем обрести такую святость. У меня нет мира на сердце. Как жить-то? Святослав.
На самом деле Ваше впечатление ложное. Просто чисто монашеский аскетизм первого
тысячелетия христианской эры имеет ярко выраженный духовный максимализм, который оправдан
предельным стремлением к святости, крайним самоотвержением, благодаря чему и появляется
монашество на фоне некоторого общего охлаждения духовной жизни того времени, связанного с
христианизацией Римской империи и вхождением в Церковь большого числа язычников. Вместе с
тем между святостью (духовным совершенством, преподобничеством) и спасением есть и
существенная разница. Благоразумный разбойник, распятый рядом со Христом, как известно, святым
не был, но первым вошёл в рай. Правда, он не сядет в перспективе вечности судить двенадцать колен
Израилевых, как того сподобятся святые Апостолы, потому что такого рода награда не его,
разбойника, меры, однако жизнь вечную за своё покаяние и исповедание Христа, осуществлённое в
последние минуты своей жизни, он всё же унаследовал. Кроме того, из древних житийных
(патериковых) и современных «Добротолюбию» историй известен ряд случаев, когда Сам Господь
указывал тому или иному подвижнику, что тот ещё не пришёл в (ту) меру, каковой, к примеру,
достигли две женщины, жившие «на одной кухне» и за много лет совестных трудов и проживания
ни разу не поссорившиеся. То есть тот или иной крайний аскетизм не есть цель, но средство
научения любви и общению с Богом. Таким же средством может быть добродетель терпения и
любви, доступная не только монахам. Те же святые отцы говорили, что «терпение — без труда
спасение».
Неужели в наши дни
никто не спасётся?
Первые христиане жили во Христе Иисусе по заповедям Его, раздавая имения свои нищим или
употребляя на общее пользование, находясь в постоянной молитве, проповедничестве и миссионерстве,
чаще всего принимая мученическую кончину. В наше время так уже никто не живёт; даже монахи,
умершие для мира, живут в миру, устраивая концерты и спортивные мероприятия, не говоря уже про
мирян. Неужели сейчас никто не спасётся?
Бог, прежде всего, как говорит святоотеческое богословие, смотрит на сердце человека. Каждый
современный христианин даст ответ Богу, согласно внутреннему состоянию своего сердца, не
зависимо от того, в каких мероприятиях и с какой целью он участвовал. Если это была цель, подобная
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...163
Powered by FlippingBook