Если у Вас нет духовника - page 11

не совсем актуальна и классификация трёх основных ступеней молитвы. Этому находятся вполне
серьёзные причины. Монашескому учению о молитве можно более или менее безопасно следовать
тогда, когда есть постоянное окормление ученика духовно опытным учителем, который сам прошёл
научение Иисусовой молитве. Будучи в послушании, отсекая свою волю, начинающий подвижник
может вовремя различить возможные уловки и опасности на этом пути и не оказаться прельщённым
собственным своеволием и мечтательностью. К сожалению, в наши дни при отсутствии опытных
наставников это не столь легко осуществимо даже в монастырях. А без такого духовного наставника
стремление к умно-сердечной молитве может оказаться действительно рискованным. Причём нужно
понимать, что риск заключается не в самой молитве, но в опасности быть прельщённым собственной
страстной душевностью или собственной гордыней.
Всё это, впрочем, вовсе не означает, что современному мирянину нельзя обращаться к Иисусовой
молитве. Призывание имени Божия есть добродетель, необходимая для каждого христианина. Но,
стремясь научиться Иисусовой молитве, нельзя забывать, что безопасным это делание будет тогда,
когда во главу угла будет поставлено достижение покаянного опыта. Совершая молитву, должно
никуда не уводить свой ум, не обращать внимания на какие-либо чувственные проявления, которые
могут сопровождать молитву, не мечтать о каких-либо её степенях и вообще не считать себя
достойным высоких духовных даров, но просить у Бога единственно помощи и избавления от греха,
как терпящий бедствие взывает о помощи, не помышляя при этом о каких-либо наградах или
достижениях. Наше обращение к Иисусовой молитве должно быть именно покаянным и именно в
простоте — тогда оно будет безопасным.
По совету духовно-опытных старцев, современному мирянину лучше заниматься именно устной
молитвой, когда ее слова произносятся со вниманием либо вслух, либо почти неслышным шёпотом.
Даже и при таком устном совершении молитвы, как свидетельствуют старцы, можно достичь вполне
серьёзных результатов.
В конечном счёте, дело заключается не в технике молитвы и не в возможных опасностях на пути
овладения ею, но в степени нашей веры и покаяния, потому что истинная молитва — всегда есть дар
Божий, дар благодати. А обретение этого дара невозможно без труда, без жертвенного христианского
устроения жизни. На этом пути христианину приходится преодолевать собственное духовное
несовершенство, в том числе и леность, и невнимание. И здесь опять же дело не в том, защищает ли
Иисусова молитва молящегося без внимания (пытаться исследовать этот вопрос — всё равно что
исследовать неизреченную милость Божию), ведь молитва не магия и не «оберег» какой-нибудь, но в
том, стараемся ли мы эту невнимательность преодолеть или оказываемся окончательно пленены ею.
«Блажен человек, который познал немощь свою, потому что ведение сие делается для него
основанием, корнем и началом всякой благостыни. Но никто не может ощутить немощь свою, если
не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу. Тогда,
сравнив свою немощь с Божиею помощью, тотчас познаем её величие. Но кто познал, что имеет
нужду в помощи Божией, тот совершает множество молитв. И в какой мере умножает их, в такой
смиряется сердце его» (Святитель Феофан Затворник. О молитве и трезвении // Сборник о молитве
Иисусовой. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря).
Можно ли возносить молитвы Богу
и всем святым на сайтах в Сети?
Благословите, батюшка! Не греховно ли возносить молитвы, прошения и благодарения Богу,
Богородице и святым в письменной форме на сайтах в Сети? Ольга.
Уважаемая Ольга! Думается, что ничего греховного в такого рода практике нет. Другое дело, что
нам стоит задуматься, а является ли эта практика в собственном смысле молитвой? Настоящая
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,...163
Powered by FlippingBook