Если у Вас нет духовника - page 10

на собственные силы, — всё это и является причиной уныния, печали, ропота в трудных
обстоятельствах. Фактически духовная жизнь есть научение непрестанной памяти Божией. Жизнь
святых, опытно прошедших путь борьбы с собственными страстями, даёт нам пример постоянного
молитвенного труда, хождения пред Богом, когда все дела, поступки, даже мысли созвучны правде
Божией.
Конечно, это уже определённая вершина христианского подвига, и находящемуся только в начале
этого пути наверх нужно начинать с малого. К примеру, стараться с Божией помощью не показывать
внешне свой гнев, ропот или раздражение, если они борют нас внутренне при каких-либо
неприятных для нас обстоятельствах. Научаясь внешне выглядеть терпеливо и хладнокровно (хотя
бы для того, чтобы своим ропотом не соблазнять окружающих), нужно просить у Бога и внутреннего
спокойствия, чтобы любые неприятности, скорби, катаклизмы переносить с верою.
Болезни и скорби в наше время из-за нашей немощи и нерешительности часто заменяют былые
христианские подвиги — но только при условии победы над ропотом и унынием. Святые отцы
потому могли с радостью воспринимать всё выпадавшее на их долю, так как хорошо осознавали в
сердце своём евангельскую заповедь: «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф 10:22).
«Воображай себя держимым рукою Божиею, подобно замаранному плату, который треплют, чтоб
очистить. Держи веру, что, какое бы ни было искушение, внутреннее или внешнее, оно тебе под
силу, потому что Господь не даст тебе искуситься более, нежели можешь. Он ведёт и воспитывает
премудро. Помни также, что помощь Его близ, что она тотчас готова, лишь только воззовёшь и что
только с такой помощью ты возможешь одолеть и не пасть; а потому всякое одоление Ему
приписывай. Перенесённое без воззвания к Богу и не отнесённое к Нему по перенесении неугодно
Ему и бесплодно, ибо всегда оставляется кичение и память о себе» (Святитель Феофан Затворник.
Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения).
Как относиться
к Иисусовой молитве?
Как относиться к Иисусовой молитве? Некоторые говорят, что если читать эту молитву,
то бесы очень сильно нападают, особенно когда молишься по чёткам. А одна женщина сказала: «Не
вздумай читать Иисусову молитву». И ещё вопрос: защищает ли Иисусова молитва, читаемая
вслух, но без внимания?
Известно, что диавол сильнее нападает на человека, который подвизается против своих страстей,
однако означает ли это, что с грехом не надо бороться? Молитва есть заповедь Божия. В призывании
имени Божия заключается основа спасения человека — «кто призовёт имя Господне, спасётся»
(Иоил 2:32). Существует древнейшая святоотеческая традиция краткой по форме, но регулярно или
постоянно совершаемой молитвы. Из всех кратких молитвословий наиболее содержательной
является Иисусова молитва, самая распространённая форма которой: «Господи Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй мя грешнаго».
Об этой молитве существует довольно много поучений, которые в основном знакомят с
монашеской практикой. Последнее не удивительно: молитва — основа монашеского жития, ибо без
неё никакое духовное делание невозможно. Обратившись к подобным поучениям, мы увидим, что
опытные делатели Иисусовой молитвы условно разделяли преуспеяние в ней на три основные ступени:
устную, умную и сердечную. В духовной литературе можно найти и различные практические советы,
имеющие скорее «техническое» значение: частота совершения молитвословий, дыхание при молитве и
т. д.
Современному христианину, живущему не в монастыре, а в условиях обычной приходской
жизни, лучше сразу усвоить, что большинство «технических» советов для него малоприменимы, как
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,...163
Powered by FlippingBook