Если у Вас нет духовника - page 18

над тем, в чём именно нас обличает перед Богом совесть. Если есть опасения забыть что-то важное,
можно составить записку. Также важно понимать, что исповедь есть кульминационный момент
нашего покаяния, свидетельство о грехе, но само покаяние должно включать в себя и осознание
греха, и борьбу с грехом, что может осуществляться только с помощью Божией. Поэтому, помимо
исповеди, важными являются молитва, Причащение за Литургией, само благое изменение жизни. И
здесь исповедь как таковая становится частью единого процесса спасения во Христе и должна
осуществляться регулярно.
Как найти нужные слова покаяния?
Бывает, что на исповеди язык не поворачивается говорить о некоторых своих грехах. Как
найти нужные слова покаяния?
«Сила покаяния, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), основана на силе Божией: Врач
всемогущ — и врачевство, подаваемое Им, всемогуще» (Аскетические опыты. Т. 1. О покаянии).
Таким образом, основа покаяния — обретение благодати Божией. Человеческая греховность подобна
хронической и смертельно опасной болезни, единственным лекарем которой является Христос
Спаситель. Полноту спасительного для нас общения с Ним можно обрести только в Его Церкви.
Святые отцы так и говорят, что кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Истинный покаянный опыт
вне Церкви, как правило, невозможен. Различные затруднения, связанные с неумением
исповедоваться, преодолимы, если в принципе покаяние будет не просто некоторым эпизодом нашей
жизни, но главным её смыслом, основным внутренним содержанием. Боязнь признаться на исповеди
в каких-либо грехах имеет корнем нашу гордость, а также маловерие, ведь каемся мы прежде всего
перед Самим Богом, тогда как священник выступает здесь в качестве свидетеля, да и сам является
человеком вовсе не безгрешным. От Бога не могут быть сокрыты никакие глубины нашей
внутренней жизни, так что утаивать грехи на исповеди — безумие. Кроме того, для каждого
священника самым трудным бывает не явление подлинного покаяния в тяжелейших грехах, но,
напротив, отсутствие у пришедшего на исповедь покаянного самосознания, ложное ощущение
собственной праведности. Из Евангелия мы знаем, что Христос пришёл призвать не праведников, но
грешников к покаянию и что на небесах нет большей радости, как хотя бы о едином грешнике
кающемся. Необходимо искать покаяния, научаться этому труду с помощью Божией, а не в
одиночку. И здесь любые молитвы хороши, любые слова, если их главным содержанием будет одна
из самых кратких молитв, данная нам в Новом Завете: «Боже, милостив будь ко мне, грешному».
«Покаемся не одними устами; засвидетельствуем наше покаяние не одними немногими
кратковременными слезами, не одним наружным участием в церковном богослужении, в исполнении
церковных обрядов, чем довольствовались фарисеи. Принесём вместе со слезами, с наружным
благочестием и плод, достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую»
(Святитель Игнатий, там же).
В каких случаях предают анафеме?
Ношу на душе тяжкий грех и боюсь идти на исповедь: вдруг отлучат от Церкви. В каких
случаях предают анафеме?
Практика отлучения от Церкви применима во всей строгости только к людям, некогда бывшим в
благодатном единстве с Церковью, но отпавшим из-за собственных нераскаянных грехов, или
публично противящимся истине, или выступающим в роли гонителей. К примеру, в древности
Церковь подвергала анафеме (то есть публично засвидетельствованному отлучению) соборно
осуждённых еретиков за их лжеучения, от которых они не имели покаянной решимости отречься.
1...,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17 19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,...163
Powered by FlippingBook