Если у Вас нет духовника - page 39

Нечистые помыслы присущи чувственному вожделению, лукавые свойственны злой воле,
кощунственные в особенности одолевают омрачённый разум. Иными словами, дьявол нападает,
внушая именно те помышления, какие в силу укоренённости той или иной страсти получили бы в нас
наибольшее греховное развитие. По слову преподобного Макария Египетского, душа, не причастная
Божественной благодати, наполняется великим злосмрадием нечистых и лукавых помыслов. Только в
процессе духовно-нравственного преображения человека Святой Дух руководит им посредством
достойных души помыслов, благих, чистых и святых.
Таким образом, сама способность владеть умом (в святоотеческой письменности — «хранение
ума») есть дар Божий и приобретается всецелой обращённостью ко Христу, исполнением Его
заповедей. Всякая молитвенная «техника» окажется безрезультатной, если не иметь в виду этого
главного условия духовного преуспеяния. У священника Александра Ельчанинова есть такие слова:
«Молитва — искусство; неправильно поставленная молитва усиливает внутренний хаос, особенно у
нервно-неустойчивых людей». А один из лучших русских аскетических писателей отмечает:
«Приготовлением к молитве служат непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры,
прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни,
удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх…» (Святитель Игнатий
(Брянчанинов). Дух молитвы новоначального. Аскетические опыты. Т. 2).
В святоотеческой литературе особо исследуются стадии постепенного воздействия страстного
помысла на душу человека. Если за так называемый прилог человек не несёт нравственной
ответственности, то внимание к тому или иному помыслу, сочетание ума с ним, услаждение и
дальнейшее пленение означают явное склонение нашей воли ко греху. Наиболее эффективным
является отсечение помысла, или прилога, ещё до того, как он получил развитие в нашем уме. «Исходя
из реальной опасности медления в помысле, за которым неизменно следует услаждение, желание и
пленение, делающие победу над страстью всё более трудной и всё менее вероятной, поэтому святые
отцы категорически запрещают останавливаться умом на страстных помыслах» (Архимандрит Платон.
Православное нравственное богословие).
Что касается злых помыслов или мысленных наветов на ближнего, то необходимо прибегать к
самой серьёзной молитве с просьбой избавить именно от этого зла. Очень важно научаться терпению
и стараться не проявлять внешним образом раздражения или неприязни — этих следствий
внутренней брани. Если мы не научимся этому, то не сможем приступить к борьбе с внутренними
проявлениями страстей. Но без помощи Божией, одними человеческими силами в мысленной брани
не обойтись. Нельзя и самостоятельно браться распутывать собственные помышления, разбирать,
какое именно они имеют происхождение, ибо «различение помыслов» есть высокий духовный дар.
Святые отцы советовали относиться к мысленной брани как к некой данности и не бороться с её
проявлениями один на один, но, имея упование на милость Божию и осознавая свою немощь,
научаться трезвению и решимости в исполнении евангельских заповедей. «Молитва твоя да будет
постоянною жалобою на насилующий тебя грех. Углубись в себя, раскрой себя внимательною
молитвою — увидишь, что ты точно вдовствуешь в отношении ко Христу по причине живущего в тебе
греха, тебе враждебного, производящего в тебе внутреннюю борьбу и мучение, соделывающего тебя
чуждым Богу» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Там же).
Как избавиться от мысленной
брани на Господа?
Батюшка! Не знаю, что делать и как избавиться от этой напасти! Дело в том, что на
меня как будто что-то находит, а именно, брань в мыслях, брань на Господа Иисуса Христа. Я
понимаю сердцем, что я думаю не то, что это хула на Господа. Мне только в церкви становится
1...,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38 40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,...163
Powered by FlippingBook