Если у Вас нет духовника - page 31

Можно ли избежать греха,
не ограничивая себя в свободе
действий?
Здравствуйте! С одной стороны, я хочу жить своим умом, как и подобает свободной
личности, с другой — я боюсь сделать что-то неправильно, боюсь ада и того, что Бог накажет
меня. Где грань между полаганием на волю Божию и бездействием? Можно ли избежать греха, не
ограничивая себя в свободе действий? Настя.
Уважаемая Настя! Попробуем в целом разобраться в Ваших недоумениях. На самом деле в
Православии человек вовсе не лишается свободы действий, но данная нам свобода подразумевает
самую серьёзную ответственность, потому что главная цель реализации этой свободы есть Царство
Небесное, жизнь вечная. Всецелому достижению вечности в её благом (с Богом) варианте мешает
наша человеческая греховность, которая овладела всем человечеством, как болезнью, после разрыва
непосредственных отношений человека с Богом, происшедших ещё в Адаме и Еве. Поэтому в
состоянии греха реализация человеческой свободы имеет свою постоянную дилемму: или свобода
для греха (без Бога) или свобода от греха (с Богом). Собственно, именно этому (свободе с Богом) и
посвящена святоотеческая аскетика. Можно сказать, что главная цель данной христианской практики
в том, чтобы обрести высшую свободу в Боге, как говорят святые отцы, прийти в состояние
невозможности греха, то есть стать человеком, который не просто удерживается от греха, но, более того,
становится неспособным к греху. Конечно, это уже очень высокая мера святости, но это и есть истинное
призвание человека. В этом смысле главная цель жизни— творческое пересоздание с Божией помощью
самого себя для вечности. Что касается обыденной человеческой жизнедеятельности, то нет никакой
необходимости противопоставлять её делу спасения: сама жизнь, профессиональная
принадлежность, взаимоотношения между полами, родовая деятельность, творчество, искусство,
армейская служба, детство, старость, медицина, спорт и прочее не являются сами по себе ни
абсолютным добром, ни заведомым злом.
Почему церковь не рекомендует смотреть телевизор?
Я знаю людей, которые ходят в Церковь, постятся, носят платки на голове, в общем,
производят впечатление очень религиозных людей. Но они живут совершенно изолированной от
внешнего мира жизнью: они почему-то считают телевизор чем-то греховным, говорят, что в нём
живут бесы, что дома не должно быть телевизора. Если так рассуждать, то от электрических
чайников, утюгов, электрообогревателей тоже нужно отказаться. Как телевизор сам по себе
может быть греховным? Это изобретение человека, которое появилось благодаря его уму. Эти
люди даже не считают нужным водить своих детей в школу. И почему православный человек
должен изолироваться от окружающего мира? Мы посланы в этот мир Богом и должны развивать
его, развиваться сами, разве не так?
Всё зависит от того, чем именно человек заполняет различные формы жизни (работа, учеба,
семья, отношения с людьми, творчество и т.д.). Но здесь и возникает та проблема, что из-за нашей же
человеческой греховности никакой гарантии нравственного качества заполнения этих форм, увы,
нет. Вот Вы, к примеру, недоумеваете, почему многие православные не смотрят телепередачи, ведь
сам по себе телевизор это не более чем техническое средство? Да, но с какой всё же безвкусицей
многие современные телепрограммы сделаны, причём с вызывающей безвкусицей! В частности, мне
лично не только жаль тратить собственное время, глядя на то, что выделывает какая-нибудь Ксения
Собчак, но у меня вообще нет никакого желания такого рода пошлятину смотреть. И здесь за мной
1...,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30 32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,...163
Powered by FlippingBook