Если у Вас нет духовника - page 30

фундаментальная страсть — гордость. Самолюбие, самомнение, честолюбие, завышенная самооценка и,
наконец, тяжкий грех осуждения духовно обкрадывают нас, лишают благодати, отлучают от общения с
Богом. Оставаясь один на один с собою, со своим самомнением, человек быстро впадает в боязнь и
уныние, потому что без Бога в этом мире ему и скорбно, и страшно.
Выход здесь один: надо иметь веру и в ней укрепляться. А для этого нужно каждодневно
понуждать себя к борьбе с теми грехами, какие нам свойственны, и к творению тех добрых дел,
которые нам по силам. Можно сказать, что в деле нашего спасения важна некая постоянная
направленность к Богу, духовное движение, пусть и небольшое, но всё же с упованием на Бога
осуществляемое.
Конечно, в реальной жизни мы можем столкнуться с крайне трудными ситуациями, которые
быстро лишают нас душевного равновесия, однако святые отцы свидетельствуют, что Господь не
попускает человеку искушения выше его сил. Стало быть, подверженность искушениям и быстрое
нашествие уныния имеют всё-таки, внутренние, а не внешние причины. Так, из житийной
литературы мы знаем, что святые даже во время тяжёлых испытаний могли сохранять духовную
крепость и всецелое упование на Бога.
Важно не то, всегда ли у нас хорошее настроение (это проявление всё-таки эмоциональное,
зависящее от достаточно случайных обстоятельств — от погоды, к примеру), и не то, насколько
хороша наша молитва (опять же чем, как не эмоциями, чувствами, определяется качество молитвы?).
Важно то, верны ли мы Богу, имеем ли терпение.
Если человек чувствует себя хорошо и его ничто не печалит, христианином быть легко. Но им
нужно оставаться и при плохом самочувствии, и при плохой внешней или внутренней «погоде», и,
как это ни парадоксально, при собственной греховности.
Обращаться или не обращаться с молитвой к Богу (какой бы молитва по своему качеству ни
была), остаётся всё-таки в нашей власти. А наше несовершенство и лень к молитве тоже нужно
терпеть и превозмогать. Положим, мечталось когда-то стать святым старцем или старицей, иметь
умную или сердечную молитву, но, к сожалению, не получилось: слишком горды и не смиренны
были. Что же остаётся? Терпеть себя самих и всё то, что выпадает нам на долю, потому что Сам
Господь так и говорит: «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф 10:22). Если же порой у нас
возникает скорбное недоумение относительно причин тех или иных наших нестроений, скорбей,
неприятностей, болезней, то, прежде всего, эти причины можно найти в необходимости для нас
учиться терпению, этому важнейшему средству для спасения души.
Вероятно, что вполне и всегда быть готовыми к искушениям или к нападению диавола,
действующего через ту или иную страсть, мы по нашей человеческой немощи не можем, но можем
всегда иметь упование на помощь Божию.
«Пойми, ощути, что ты создание, а Бог — Создатель. Отдайся же безотчётно в волю Создателя,
принеси Ему один младенческий плач, принеси Ему молчащее сердце, готовое следовать Его воле и
напечатлеваться Его волей.
Если же по младенчеству твоему не можешь погрузиться в молитвенное молчание и плач пред
Богом, произноси перед Ним смиренную молитву — молитву о прощении грехов и исцелении от
греховных страстей, этих страшных нравственных недугов, состоящих из произвольных,
повторяемых в течение значительного времени согрешений.
Блаженна душа, которая сознала себя вполне недостойной Бога, которая осудила себя как
окаянную и грешную! Она — на пути спасения; в ней нет самообольщения» (Святитель Игнатий
(Брянчанинов). Зрение греха своего. Аскетические опыты. Т. 2).
1...,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29 31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,...163
Powered by FlippingBook