Если у Вас нет духовника - page 116

может статься, что и для нас самих. В таком пусть и редком случае промолчать и устраниться может
означать человекоугодие и потворствование злу. Но если наши попытки обличить проявления зла в
конкретном человеке не приносят должного результата, даже и при обращении к общецерковному
мнению — «скажи церкви» (Мф 18:17), тогда Господь и говорит, что «да будет он тебе как язычник
и мытарь». Это означает не осуждение человека в собственном смысле, но, прежде всего,
прекращение общения с ним.
Для соплеменников Христа, правоверных израильтян, общение с язычниками, преданными
идолослужению и всякой нечистоте, так же было прямым нарушением Закона Моисеева, как и
общение с мытарями, корыстно служившими сбору податей в пользу имперской языческой власти.
Если наш ближний, именующий себя христианином, начинает вести себя сугубо по-язычески,
предаётся грехам и порокам, разрушающим благодатное единство с Церковью Христовой, да ещё и
нас пытается соблазнить такого рода образом жизни, не слушая никаких увещеваний, то
спасительным будет разорвать с ним общение. Как говорится, с преподобным преподобен будешь, а
с развращённым развратишься. Такой разрыв явится делом любви по отношению к этому человеку,
ведь делать вид, что ничего не происходит, когда в нравственно-духовном плане дело из рук вон
плохо, вряд ли всегда угодно Богу. Притом это вовсе не значит, что нельзя к этому человеку
относиться предупредительно и молиться за него, поскольку молиться заповедано даже за врагов.
Естественно, что впадать в пафос обличительства по всякому незначительному поводу, вести себя
так, словно вокруг тебя одни язычники и мытари, и только ты один исполняешь евангельские
заповеди, будет проявлением безумной гордыни. В большинстве ситуаций, с которыми мы каждый
день сталкиваемся, для нас было бы полезно видение собственных грехов и немощей, а не тщательный
подсчёт греховных проявлений наших ближних, ведь, как свидетельствуют святые отцы, прежде всего,
мы видим в других те грехи и страсти, которые не замечаем в самих себе. Если же нам представляется,
что мы столкнулись с чем-то серьёзным, нуждающимся в обличении, то лучше действовать не сгоряча
и не по страсти, но, предварительно помолившись, а также, что вполне уместно, только после
советования с духовником или просто с опытным священником.
«И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному
преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и
недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.
В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и ещё скажет при
решении нашей участи вечной: «Еже сотвористе меньшему сих братий Моих, Мне сотвористе» (Мф
25:40) (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. О любви к ближнему).
Следует ли из слов Евангелия, что нельзя разводиться и жениться на
разведённой?
Здравствуйте, батюшка! Помогите разобраться с выдержкой из Нового Завета и понять
её смысл: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине
позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что
Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и
мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна
плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей
заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по
жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я
говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот
прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его:
если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все
1...,106,107,108,109,110,111,112,113,114,115 117,118,119,120,121,122,123,124,125,126,...163
Powered by FlippingBook