Если у Вас нет духовника - page 112

всегда Господь имел в виду то, что мы думаем. Но мы имеем много примеров святых отцов,
которым приходилось сражаться, защищать веру, Отечество. Мне самому совесть не позволит
пройти мимо, если, насилуют девушку. Также я знаю, что Церковь разрешает обучаться
единоборствам в целях самообороны. Мой вопрос вот в чём: как сопоставить все эти факты из
жизни святых людей (защита Отечества, защита ближнего) со словами Господа? Есть ли какое-
нибудь дополнительное толкование, поясняющее, в каком случае рукоприкладство будет считаться
грехом? И кроме защиты Отечества, семьи и ближнего от нападения, можно ли защищать себя
самого (защита чести)? Дай Бог, чтобы таких ситуаций в жизни ни у кого не возникало, но если
возникнет... Подскажите, как правильно поступить? Спаси Вас Господь! Михаил.
Уважаемый Михаил! Данная евангельская заповедь подразумевает свободное непротивление злу
и несправедливости, если это зло направленно лично на тебя, а не на кого-либо, находящегося рядом.
Сопротивление злу общему (если рядом кого-то убивают или насилуют), защита Отечества и т.д.
вовсе не противопоказаны христианину, наоборот, христиане даже призваны к этому — к
жертвенной борьбе со злом, если такая необходимость вдруг возникает. Не зря же Христос в
Евангелии также говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей
своих» (Ин 15:13). И как может христианин «положить свою душу», если он будет прятаться по
кустам и бояться проявить себя в плане сопротивления тому или иному злу? О возможности
осмысленного противления такой известный философ недавнего прошлого, как Иван Ильин, написал
целую книгу «О сопротивлении злу силою», где в полемике с толстовством довольно подробно
разбирает и решает эту проблему. Кроме того, обратите внимание на следующий момент. В
Евангелии от Матфея сказано: «…кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»
(Мф 5:39). Заметьте, что если удар наносится обычным образом (не будучи левшой), то он должен
прийтись на левую, а не правую щеку. Здесь возможно следующее толкование. Если ты обижен
незаслуженно, ты на самом деле прав, то подставь свою иную имеющуюся неправоту, вспомни то, в
чём ты не прав, подумай о том, за что ты можешь быть наказан вполне заслуженно, и поэтому лучше
не отвечай на действительную настоящую обиду. Но это одно из возможных толкований. А в жизни
мы должны руководствоваться своей совестью, как поступить в том или ином случае, если вдруг
появляется видимая необходимость проявить силу.
Как понять слова Господа о пяти хлебах, которыми он накормил пять тысяч
собравшихся?
Как понять слова из Евангелия от Марка, глава 8, абзацы 19—21? Елена.
Христос в данном случае указывает своим ученикам на своё божественное могущество: мол, вот,
я насытил вас и ещё тысячи людей чудесным образом, и с избытком, и могу дать вам любой земной
достаток, так что ж вы всё продолжаете сомневаться и надеяться на вещи суетные и ложные, на
человеческую праведность, на закваску фарисейскую? Дело ещё и в том, что в контексте
израильской истории того времени были сильны революционные настроения, направленные против
имперской языческой власти, которой были подчинены в том числе все области Палестины.
Ожидания ниспровержения Рима совпадали в сознании израильтян с предсказаниями пророков о
пришествии Мессии и «восстановлении царства Израиля». Поэтому Апостолы и ученики Христа
были так привязаны к идее земного царства Мессии, хотя Христос ясно указывает, что «Царство Моё
не от мира сего» (Ин 18:36). Как и в том эпизоде, о котором Вы спрашиваете, Он указывает, что Ему
достанет могущества для исполнения всех желаний своих учеников, но цель Его, Спасителя, в
другом — в даровании не земного царства, но Небесного.
1...,102,103,104,105,106,107,108,109,110,111 113,114,115,116,117,118,119,120,121,122,...163
Powered by FlippingBook