Если у Вас нет духовника - page 115

26). Вспомним, что речь здесь идёт о рабах, которым господин, отправляясь в чужую страну,
поручил своё имение. Приумножившие количество талантов заслужили похвалу: «…добрый и
верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего»
(Мф 25:23). Нерадивый же раб, который закопал данный ему талант, не приумножив его, подвергся
наказанию: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому
имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба
выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф 25:28–30).
По толкованиям святых отцов, под талантами можно разуметь дар благодати, который должен
быть приумножен в человеке покаянием и доброделанием. Тогда истинно верный в малом может
войти в радость вечную, уготованную Богом любящим Его (1 Кор 2:9). Заметим, что притча о
талантах следует за притчей о десяти девах — пяти мудрых, встретивших жениха с зажжёнными
светильниками, и пяти неразумных, которым по их нерадению не хватило елея. Согласно
святоотеческому толкованию, елей означает благодать Святого Духа. То есть в евангельском
притчевом контексте елей и таланты (самая великая ценность, какую только может иметь человек;
то, что не должно истощаться или должно быть приумножено) символизируют дар Божий, дар
благодати. И стяжание этого дара является главной целью духовной жизни и залогом вхождения в
жизнь вечную.
«Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно
гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться Жениха, пришедшего в
полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, увидев, что светильники их угасают, хотя
и пошли на торжище купить елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были
затворены. Торжище — жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не допустившие к
Жениху, — смерть человеческая. Девы мудрые и юродивые — души христианские. Елей — не дела,
но получаемая через них благодать Всесвятого Духа Божия, претворяющего оное от сего в сие, то
есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа
существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, — в храм Божества, в пресветлый чертог
вечного радования о Христе Иисусе нашем, Творце и Избавителе, и Вечном Женихе душ наших»
(Беседа преподобного Серафима Саровского «О цели христианской жизни»).
Возможны ли противоречия
в евангельских строках?
В Евангелии сказано: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его…» И
дальше: «...если же не послушает… то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф 18:15
17). И в
то же время Господь призывает всегда прощать брата своего. Нет ли здесь противоречия? И что
значит «как язычник и мытарь»?
Мерой евангельского отношения к Богу и другому человеку является любовь, которая, по слову
Апостола, «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор 13:7). Но,
руководствуясь заповедью о любви, христианин призван осмысленно и ответственно подходить к
осуществлению в своей жизни столь высоких нравственных императивов. Что может означать в
нашей обыденной жизни «согрешит против тебя брат твой»? Должно разуметь, что Христос
Спаситель здесь имеет в виду не какие-то мелкие обиды и трения, которые повседневно возникают у
нас в общении с другими людьми и когда в большинстве случаев мы сами виноваты в том, что не
проявили по отношению к ближнему терпения и элементарных начатков любви.
Однако могут приключиться обстоятельства, когда мы сталкиваемся с проявлениями явного
попрания заповедей Божиих, с чем-то вопиющим, нарушающим мирность отношений и порядок
церковной жизни, очевидно душевредным для виновника этих обстоятельств, для других людей, а
1...,105,106,107,108,109,110,111,112,113,114 116,117,118,119,120,121,122,123,124,125,...163
Powered by FlippingBook