Если у Вас нет духовника - page 70

а не одними человеческими силами. Христос, когда указывает, что «верующий в Меня, дела, которые
творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин 14:12),
говорит о силе веры, а не о достоинстве или равночестности его учеников Ему Самому. Кроме того,
мы можем обратить внимание на другие слова Христа Спасителя в Евангелии: «Так и вы, когда
исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что
должны были сделать» (Лк 17:10). Согласитесь, что данный императив, уподобляя делателя «рабу
ничего не стоящему», вовсе не призывает христианина думать о каком-то своём достоинстве по
отношению ко Христу Спасителю.
Как отличить суждение
от осуждения?
Как отличить суждение от осуждения?
Часто между суждением и осуждением грань очень тонкая — особенно в различных разговорах и
обсуждениях жизни и поступков третьих лиц. Здесь барометром также должна быть наша совесть. В
борьбе с осуждением важно не участвовать в праздных разговорах, отгонять молитвой приходящие
на ум осуждающие мысли и не забывать о собственных грехах и неблаговидных поступках.
«Бегай всегда чрезмерностей и недостатков в добродетелях, а ищи претрудно середины, чтобы
творить всё в своё время и в должной мере… Одна только чрезмерность благословенна — это
любить врагов, быть в мире с ненавидящими, благотворить злотворящим, благословлять клянущих и
злословящих, любить всякого человека, как себя и даже более себя, как и Христос возлюбил нас»
(Палестинский патерик. ТСЛ, 1996. С. 104).
Если творится зло, нужно ли вмешиваться или лучше проявить смирение?
Как быть, когда рядом совершается явное зло — осудить, вмешаться или проявить
смирение, терпение к недостаткам людей и видеть в них только образ Божий?
Всякому человеку, а тем более христианину, от Бога дана совесть — то, что и называется голосом
Божиим в человеке. Верующий во Христа как никто другой призван учиться поступать по совести. В
мире, который во зле лежит и где «всюду страсти роковые», жить по совести — дело нелёгкое, это
целое искусство. Стараясь исполнять евангельские заповеди, мы вовсе не должны полагать, что у нас
на все случаи жизни есть одно правило, своего рода палочка-выручалочка, которая позволит нам
бездумно сделать хорошую мину при плохой игре. А если у нас есть такого рода склонности, тогда мы,
скорее всего, фарисеи, а не христиане. Вера во Христа должна делать нашу жизнь не облегчённой, но
— ответственной. И эта ответственность должна быть творческой. Безусловно, во всяком человеке
надо стараться видеть, прежде всего, образ Божий и научаться терпению к недостаткам ближнего.
Заповедь о любви к врагам предполагает евангельское смирение перед злом, направленным лично
против нас. Но если рядом с нами кого-то убивают, грабят, унижают, если рядом воруют,
лжесвидетельствуют, а мы «смиренно» терпим это и помалкиваем, когда в наших силах этому злу
хоть как-то воспрепятствовать, то это уже не смирение, а предательство духа и смысла евангельских
заповедей.
В истории были случаи извращённого понимания евангельской нравственности. Характерный
пример — учение Льва Толстого. Одна из лучших книг философа Ивана Ильина «О сопротивлении
злу силою» была написана именно как полемика с толстовством, утверждавшим, что всякое
сопротивление злу бессмысленно. Христианину в Таинстве Крещения даётся власть попирать всю
силу вражию и вообще на дьявола плевать. В Крещении человек становится воином Христовым. И
хотя, как говорит апостол Павел, «наша брань не против крови и плоти, но... против духов злобы
1...,60,61,62,63,64,65,66,67,68,69 71,72,73,74,75,76,77,78,79,80,...163
Powered by FlippingBook