Если у Вас нет духовника - page 71

поднебесных», против собственных грехов и страстей. А значит, равнодушие по отношению к
творящемуся вокруг злу никак не должно быть свойственно христианину и тем более, не должно
отождествляться с добродетелью смирения.
Как разобраться, где смирение подлинное, а где ложное?
Как разобраться, где смирение подлинное, а где ложное?
Подлинного смирения у нас, как известно, нет. Не надо обольщаться. Тот, кто его достиг, уже
восшёл на вершину духовной жизни и уже свят. «Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не
почитать себя за нечто, во всём отсекать свою волю, повиноваться всем, без смущения переносить то,
что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит места тщеславие.
Смиренномудрый не должен выказывать своё смирение смиреннословием, но довольно для него
говорить «прости меня» или «помолись о мне» (преподобных Варсонофия и Иоанна совет 275). Такие
слова приводит святитель Игнатий в своей работе «О смирении». Далее он говорит: «Лицемерство и
человекоугодие не могут быть причиной добра... Не могут быть причиной назидания: они могут
понравиться миру, потому что они всегда нравились ему... Мир любит своё; им восхваляются те, в
которых он слышит свой дух (Ин 15:18–20). Одобрение миром смиреннословия уже служит
осуждением ему. Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф 6:1–6), а смиреннословие
есть вынаружение смирения на показ человекам. Оно — притворство, обман, во-первых, себя, потом
других». В самом деле, христианину, который старается жить благочестиво, совсем не нужно из себя
что-то разыгрывать, быть актёром в театре `а la монастырь. «Будьте мудры, как змии, и просты, как
голуби», — говорит Господь (Мф 10:16). Умение общаться с людьми есть искусство, которое вполне
уместно и для христианина. Хотя бы во исполнение заповеди о любви. Но это должно быть вполне
искренним, не притворным. Недаром в другом месте Евангелия Господь говорит: «Берегитесь закваски
фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк 12:1). Подлинное смирение благодатно, растворено
чувством собственного недостоинства, ложное смирение — лицемерно, в его основе — гордость.
Кто и в каком порядке
делит святые мощи?
Рубить икону на куски — это кощунство. А как же тогда делят святые мощи? Кто и в
каком порядке это делает?
Когда рубят икону, это, как правило, является проявлением богохульства и бесстыдно
выражаемого богоборчества, тогда как разделение мощей возникло вследствие всемирного
почитания святых. Когда благодаря проповеди Апостолов Церковь распространилась среди всех
цивилизованных народов, то вслед за периодом первых гонений во всём православном мире
утвердилось почитание и самих Апостолов, и святых мучеников.
Одной из древнейших традиций стало совершение Литургии на гробницах мучеников. Несколько
позже эта традиция преобразовалась в обычай закладывать частицу святых мощей в основание
алтарного престола при освящении храма. Это исполняется и до сей поры. Кроме того, в каждый
антиминс, то есть плат, на котором изображено положение Господа Иисуса Христа во гроб,
непременно вшивается частица мощей. Антиминс всегда в свёрнутом виде возлежит в алтаре на
престоле и разворачивается во время Литургии, после евангельского чтения, а вслед за Великим
входом на него поставляются чаша и дискос со Святыми Дарами. Таким образом, мы видим, что
использование мощей в литургической практике является древнейшим и традиционным, причём в
этих случаях мощи всегда разделяются священноначалием.
1...,61,62,63,64,65,66,67,68,69,70 72,73,74,75,76,77,78,79,80,81,...163
Powered by FlippingBook